Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Определены лучшие и худшие регионы россии по качеству жизни. Вышла полная версия рейтинга регионов по уровню развития цифровизации «Цифровая Россия Где живется богаче

Экономика в этом крае основывается на добыче нефти, угля, олова, золота, вольфрама и других полезных ископаемых. Сельское хозяйство здесь развито слабо, главным образом из-за климатических условий. Местное население специализируется на выращивании оленей. Также развиты рыболовство и морская охота.

Несмотря на неплохие заработки в добывающих предприятиях, многие люди все равно уезжают отсюда с наступлением пенсионного возраста. Здесь он наступает раньше на 5 лет. Множество предприятий развалилось с распадом Советского союза, вместе с ними канули в небытие моногорода. Сейчас туда завозят продукты и товары по морю.

Главные сокровища этой земли - леса, реки, уникальные флора и фауна.

Татарстан не зря входит в десятку самых экономически развитых субъектов РФ. Развитая промышленность (машиностроение, добыча нефти, химическое производство) дает работу и налоги.

Другие плюсы: хорошее образование, социальная политика, развитая инфраструктура.

Из минусов: все растущая разница между богатыми и бедными; проблемы с трудоустройством в отдельных сферах промышленности; рост влияние религии (ислам).

Москва в последнее время уступает другим городам и областям по уровню жизни и доходам. Конечно, средний уровень зарплат в Москве сложно определить. Государство установило МРОТ до 17 тысяч рублей, а средний доход в месяц составляет чуть больше 60 тыс. рублей.

Найти нормальное и недорогое жилье в Москве очень сложно, да еще с зарплатой в 60 000 руб. Все варианты начинаются с 20 000 за 1-комнатную квартиру. С транспортом ситуация получше. К вашим услугам метро (кстати, дешевле, чем в Лондоне). Лекарства и продукты здесь весьма дорогие.

Если вам удастся сэкономить, к вашим услугам множество кафе, ресторанов и других увеселительных заведений.

Уровень жизни здесь вполне достойный, если вы готовы много и упорно работать.

Основными секторами экономики этого края является добыча нефти и газа. Активно развивается энергетика. Здесь работают самые крупные нефтяные компании:

  • «НК Роснефть»;
  • «Лукойл»;
  • «Башнефть» и много других.

Положительные стороны для переезда сюда на ПМЖ:

  • много молодежи (как за счет естественного прироста, так и за счет миграции);
  • неплохие зарплаты;
  • отличная социальная политика и хорошее высшее образование.

Из минусов:

  • все увеличивающееся неравенство доходов;
  • проблемы с трудоустройством;
  • ветхий жилой фонд;
  • межэтническая напряженность.

Как показывает статистика, самый богатый город области - Сосновый Бор. Уровень зарплат почти как в Санкт-Петербурге. А уровень безработицы меньше чем в последнем.

По данным Петростата, жизнь в области стабильна, но в лучшую сторону меняется очень медленно. Почти все заработную плату население тратит на продукты и оплату коммунальных услуг.

Мрачная слава города с высоким уровнем преступности (помните сериал «Бандитский Петербург»?) понемногу отступает, и несмотря на суровые нравы, уровень криминала заметно снизился, по сравнению с концом 90-ми гг.

Безработица почти не коснулась Питера, работы здесь всегда было много. На сегодня средняя зарплата здесь около 40 тыс. руб. (что ниже, чем в Москве). Устроиться здесь можно по любой специальности - торговля, связь, тяжелая индустрия, судостроение, легкая промышленность и другие.

С транспортом и жильем здесь множество проблем, как и в любом большом городе. В среднем, каждый житель Северной столицы тратит на дорогу до работы, как минимум час.

По отзывам людей, перебравшихся на ПМЖ в Санкт-Петербург, здесь очень развита культурная жизнь. Что касается образования, это второй город в России по количеству различных вузов.

Экономика Белгородской области считается одной из самых устойчивых и развитых в центральной части России. Почти половину валового продукта обеспечивает промышленное производство (обрабатывающая и добывающая промышленности, распределение электроэнергии). Сельское хозяйство обеспечивает небольшую часть от общего валового продукта региона.

Из плюсов проживания здесь:

  • развитые сельскохозяйственный и промышленный комплексы, что обеспечивает множество рабочих мест;
  • высокая продолжительность жизни;
  • благоприятная социальная среда.
  • постепенно увеличивающееся социальное неравенство;
  • нездоровая экологическая ситуация в промышленных городах;
  • относительно невысокий уровень образования из стареющего населения сельского населения.

Этот субъект входит в Центральный федеральный округ, расстояние его от столицы - всего 185 км.

Значительную часть валового продукта составляет деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, производство электроэнергии, черная металлургия.

Энергией область обеспечивают Черепетская, Алексинская, Первомайская ГРЭС.

Область славится не только производством черных металлов, но и кондитерскими изделиями - знаменитые тульские пряники делают на фабрике «Ясная поляна».

Почти все население области - горожане. Жизнь в моногородках не отличается высоким уровнем жизни, поэтому многие уезжают в районы, граничащие с Московской областью. Здесь больше возможностей для бизнеса и привлечения дешевой рабочей силы.

Из плюсов проживания в городах Тульской области можно отметить:

  • низкий уровень безработицы;
  • относительно высокие доходы населения.

Минусов, к сожалению, не мало: отток населения, весьма низкая продолжительность жизни, неразвитость социальных услуг.

Этот субъект РФ, находящийся на северо-востоке, занимает второе место по уровню жизни населения. Заработная плата здесь выше чем по стране. Регион живет за счет добычи полезных ископаемых, а также распределении тепловой и газовой энергии. Рыбная ловля приносит меньший доход; гостиничный и туристский бизнес развит весьма слабо. Добыча таких полезных ископаемых «кормит» население:

  • золото и серебро;
  • вольфрам и олово;
  • медь;
  • молибден;
  • каменный уголь, нефть и газовый конденсат.

Вторая по значимости отрасль - рыбная ловля. Морепродукты поставляются не только на экспорт, но и на импорт. В области сельского хозяйства, регион обеспечивает себя всем почти всем необходимым (овощи, картофель, яйца). Стоимость потребительской корзины здесь на порядок выше, чем в остальных регионах России. Не смотря на это, Магаданская область довольно популярное для переезда на ПМЖ.

Кстати, Магадан находится на той же широте, что и Санкт-Петербург. Однако климат здесь весьма суровый, что делает его труднодоступным большую часть года. Этот край славится не только хорошими заработками, но и прекрасной природой (пики Снежный и Абориген, Магаданский заповедник и др.).

По уровню жизни населения, Московская область занимает первую строчку в рейтинге. И это не удивительно. Ведь регион еще с царских времен был лидером по тяжелой и легкой промышленности. Сегодня промышленность московской области основана на привозном сырье, наукоемком производстве и высококвалифицированных кадрах. Объем валового регионального продукта составляет более 3 млрд. рублей. Энергия населению и производству поставляется от шести станций:

  • ГРЭС - Каширская, Шатурская, Электрогорская;
  • ТЭЦ - Дзержинская, ТЭЦ-27;
  • ГАЭС - Загорская.

В области сосредоточено множество военных и оборонных предприятий (МНИИ «Агат», МКБ «Радуга», ОКБ Камова, «Факел» и др.).

Также здесь действует множество предприятий химической, ядерной и космической промышленности. В области весьма развито жилищное строительство. И если в самой Москве цены на жилье сохраняют высокий уровень, то в области они на порядок ниже, что позволяет людям выбирать место жительство в городских округах. Тем более, что там тише и спокойнее. Одно из главных преимуществ проживания в Московской области - близость к Москве. Работу здесь может найти каждый. Уровень безработицы в этом регионе один из самых низких, а зарплата здесь выше в 1,5-2 раза чем в других субъектах РФ.

В 2018 году первые три первых места по качеству жизни среди российских регионов заняли Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Такую информацию содержит рейтинг качества жизни регионов обнародовало в понедельник .

Сводный рейтинговый балл у этих регионов превышает значение 70 (возможный минимум - 1, возможный максимум - 100). Эта тройка регионов возглавляет рейтинг в течение уже многих лет, и, по мнению авторов исследования, в ближайшие годы данная ситуация не изменится. Развитость инфраструктуры, высокий уровень развития экономики, социальной сферы вкупе с высоким потенциалом дальнейшего развития позволяет этим регионам надолго закрепиться в топе рейтинга.

За ними следуют Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Липецкая и Калининградская области. Здесь тоже живется сравнительно хорошо.

Состав первой десятки регионов-лидеров остался прежним.

Замыкающие и отстающие

Про худшие регионы для жизни тоже давно известно. Состав замыкающей рейтинг десятки по сравнению с предыдущим годом также практически не изменился. Последние места занимают Кабардино-Балкария, Бурятия, Еврейская автономная область, Курганская область, Алтай, Калмыкия, Ингушетия, Забайкальский край, Карачаево-Черкесия и Тува.

Исключением является только Кабардино-Балкария, которая ранее занимала 75-е место, а в текущем рейтинге опустилась на одну позицию.

Покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, который сейчас занимает 70-е место.

Практически у всех регионов из последней десятки, за исключением Бурятии, значение рейтингового балла повысилось, что свидетельствует об улучшении большинства показателей качества жизни. Семь регионов улучшили свои позиции в рейтинге более чем на пять мест по сравнению с прошлым годом. Магаданская область, например, переместилась с 44-е на 35-е место, Амурская - с 61-го на 53-е, Оренбургская - с 41-го на 33-е.

Тем не менее, до среднего по стране уровня этим регионам довольно далеко, отмечают РИА «Новости».

В следующем году, предполагают эксперты, позиции регионов в рейтинге не претерпят существенных изменений, в особенности в группах лидеров и аутсайдеров. Что касается середины списка, то здесь возможные некоторые движения мест, связанные с неравномерностью территориального развития.

Более благоприятные предпосылки развития будут иметь регионы, ориентированные на экспорт сырьевых товаров, поскольку с высокой долей вероятности можно ожидать сохранения текущей конъюнктуры.

Низкий уровень жизни регионов даже ставит под угрозу реализацию нацпроектов, обозначенных Путиным. Эту проблему бизнес, власти и эксперты обсуждали на инвестфоруме в Сочи, состоявшемся на прошедшей неделе.

Нацпроекты, которые должны вывести Россию в топ-5 экономик мира до 2024 года, вызывают у регионов массу вопросов. Чтобы профинансировать расходы регионов на нацпроекты, федеральный центр должен выделить необходимые трансферты, считают местные власти.

В последние годы взаимоотношения и регионов были непростыми. В частности, не было возможности увеличивать траты на инвестиции и «социалку».

Но по расчетам правительства ситуация иная: федеральный центр несет 98% бюджетных расходов на нацпроекты, а регионы — лишь 2-3%. Об этом говорил на инвестфоруме первый вице-премьер .

Однако эти объяснения явно не удовлетворили губернаторов. Так, по словам тульского губернатора , регион подписал 40 соглашений с федеральным центром на финансовую поддержку, но не понимает, «по каким методикам будут рассчитаны показатели»: «они еще не спущены». При получении субсидий регионы подписываются под выполнением определенных KPI по нацпроектам.

При этом, по его словам, центр зачастую не учитывает особенности региона. Например, как Тула может нарастить авиаперевозки за границу, если у нас нет аэропорта, спросил Дюмин.

Также, по его словам, с регионов никто не снимал задачи по выполнению майских указов от 2012 года. Может случиться коллапс, предупреждает губернатор.

По мнению вице-премьера Татьяны Голиковой, регионам в целом нужно давать больше свободы в решении вопросов по достижению национальных целей развития и нацпроектов.

«Иногда даже административные полномочия, которые должны быть едины по всей стране, мы подменяем финансовыми. Это очень опасная штука. Мы не даем развиваться регионам и не даем возможности в том числе им в отдельных случаях принимать свои решения, которые в том числе будут нацелены на обеспечение показателей национальных проектов, национальных целей, потому что мы считаем, что такого рода решения могут повлечь у них дополнительные расходы и потом у них (регионов) будет общая несбалансированность, — предупреждает Голикова.

По словам аналитика «Финам» Алексея Коренева, в Москве сосредоточена основная масса бизнеса в стране. «И даже если речь идет не о столичной корпорации, а о региональной компании, добывающей нефть или газ где-нибудь в Сибири, офис этой компании, равно, как и руководство и их семьи, будут жить в Москве. Соответственно, львиная доля миллиардеров и долларовых миллионеров также проживает в столице», - говорит эксперт.

Так, по данным Мосгорстата, средняя зарплата трудящегося в Москве была 80800 рублей в 2018 году, когда средняя оплата в России за прошедший год 48500 рублей, отмечает , инвестиционный консультант .

Столица концентрирует на себя основные ресурсы государства, уточняет Елена Веревочкина управляющая Санкт-Петербургским филиалом . «Москвичи размещают на вкладах чуть меньше половины всего депозитного портфеля страны, и это следствие централизованной структуры экономики страны, при которой большая часть средств «стекается» в столицу. Ключевые институты, а также основные экономические, социальные и политические ресурсы сконцентрированы сегодня в основном в столице», - заключает эксперт.

МОСКВА, 14 янв - ПРАЙМ. В рейтинге регионов по качеству жизни - 2016 первые позиции по-прежнему занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Замыкают рейтинг Республика Ингушетия и Республика Тыва. Наиболее существенно улучшились позиции Республики Крым.

Рейтинговое агентство РИА "Рейтинг" медиагруппы МИА "Россия сегодня" подготовил очередной, шестой по счету рейтинг качества жизни населения в российских регионах. Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социальной сфере. На основе учитываемых 72 индикаторов рассчитан рейтинговый балл, который выступает в качестве оценки межрегиональных различий и критерия ранжирования регионов.

Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что стабилизация экономической ситуации в 2017 году благоприятно отразилась на качестве жизни в большинстве регионов. Среднее значение рейтингового балла всех регионов в Рейтинге регионов по качеству жизни - 2017 составило 45,12, что на 1,16 пункта больше, чем в Рейтинге - 2016. В предыдущем году среднее значение рейтингового балла всех регионов выросло всего на 0,35 пункта. Сводный рейтинговый балл вырос у 71-го региона, что обусловлено улучшением показателей, учитываемых при расчете рейтинга. При этом из четырнадцати регионов, у которых сводный рейтинговый балл снизился, только у пяти снижение превысило 1 пункт.

Как свидетельствуют результаты рейтинга, первая и последняя десятки регионов остались практически без изменений. В то же время, несмотря на относительную устойчивость распределения регионов на полюсах рейтинга, позиции ряда регионов в середине списка изменились существенно. Более чем на пять мест изменились позиции 14 регионов, из которых у десяти позиции улучшились, а у четырех - ухудшились.

Первые позиции в рейтинге регионов по качеству жизни по-прежнему занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, сводный рейтинговый балл у которых превышает значение 70 (возможный минимум - 1, возможный максимум - 100). За ними следуют Республика Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Воронежская область, Липецкая область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Калининградская область. В Рейтинге - 2016 большинство этих регионов также входили в первую десятку. Исключением является только Калининградская область, которая в предыдущем рейтинге занимала 11-е место, а в Рейтинге - 2017 поднялась на одну позицию и заняла 10-е место. Покинула первую десятку Тюменская область, которая в текущем рейтинге занимает 13 место. При этом значение сводного рейтингового балла Тюменской области в Рейтинге - 2017 выросло на 0,68 пунктов, таким образом, снижение ее позиций в рейтинге в большей степени обусловлено не ухудшением показателей, а тем, что в ряде других регионов показатели улучшились более существенно.

Состав замыкающей рейтинг десятки по сравнению с предыдущим годом не изменился. При этом у пяти регионов из последней десятки значение сводного рейтингового балла повысилось, что свидетельствует об улучшении большинства показателей, учитываемых при расчете рейтинга. Среди регионов из замыкающей рейтинг десятки сводный рейтинговый балл вырос у Республики Калмыкия, Республики Тыва, Еврейской автономной области, Курганской области и Республики Бурятия. Тем не менее, дистанция до среднего по стране уровня у этих регионов довольно велика.

Лидеры роста и снижения

В текущем рейтинге десять регионов показали рост более чем на 5 мест. Самый существенный рост позиций продемонстрировали Республика Крым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Хакасия. Лидером роста стала Республика Крым, которая переместилась с 66-го на 55-е место. Республика Крым второй год демонстрирует существенное улучшение позиций, что является следствием позитивных изменений в социальной и экономической сферах. Республика входит в число лидеров среди субъектов РФ по темпам роста многих социально-экономических показателей. Сводный рейтинговый балл Республики Крым в Рейтинге - 2017 повысился на 4,27 пункта. Этому способствовало улучшение таких показателей как объем вкладов и депозитов физических лиц, отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Также в Республике снизился уровень безработицы, сократились сроки поиска работы, уменьшилась смертность от внешних причин, снизилась общая заболеваемость населения, повысилась обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, выросла доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, и улучшился ряд других показателей.

Ямало-Ненецкий автономный округ поднялся на 8 мест и в Рейтинге - 2017 занимает 16-е место. Сводный рейтинговый балл повысился на 4,27 пункта. Такой результат стал следствием повышения обеспеченности врачами, увеличения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, сокращения уровня преступности, снижения смертности населения от внешних причин, сокращения доли коммунальных сетей (водопроводной, канализационной сети и тепловых и паровых сетей), нуждающихся в замене, роста затрат на охрану атмосферного воздуха на единицу выбросов. Кроме того, в автономном округе повысился объем вкладов депозитов физических лиц в банках и улучшился ряд экономических показателей, среди которых рост объемов производства товаров и услуг, повышение доли прибыльных предприятий.

Республика Хакасия в Рейтинге - 2017 заняла 51-е место, что на 7 позиций выше, чем в предыдущем рейтинге. Сводный рейтинговый балл региона вырос на 3,79 пункта. В предыдущем году республика также поднялась на 7 мест. Основными факторами, способствовавшими росту позиций Республики Хакасия в Рейтинге - 2017, стали снижение уровня безработицы, рост объема вкладов физических лиц в банках, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, снижение смертности населения от внешних причин и младенческой смертности, повышение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, рост доли государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения. Также в республике выросла обеспеченность населения жильем, увеличилась доля прибыльных предприятий и улучшился ряд других показателей.

В число лидеров по улучшению позиций в рейтинге также входят Тульская область, г. Севастополь, Хабаровский край, Удмуртская Республика, Мурманская область, Амурская область и Чеченская Республика. Позиции данных регионов РФ в рейтинге улучшились на 6 мест.

Более чем на 5 мест снизились позиции Республики Коми (-6 мест), Республики Адыгея (-7 мест), Орловской области (-8 мест) и Республики Северная Осетия - Алания (-15 мест).

Снижение позиций Республики Северная Осетия-Алания обусловлено ухудшением позиций по ряду показателей, в числе которых: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения. Ухудшились и некоторые экономические показатели. Сократился объем производства товаров и услуг, снизилась доля прибыльных предприятий. В то же время можно отметить, что ряд показателей Республики Северная Осетия-Алания улучшился. Среди них ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность, доля ветхого и аварийного жилья и некоторые другие.

В Орловской области ухудшилось отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, повысилась безработица и выросли сроки поиска работы безработными, увеличились выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, снизилась обеспеченность больничными койками. Кроме того, негативное влияние на позиции в рейтинге оказало ухудшение некоторых экономических показателей, в частности: сокращение инвестиций в основной капитал, снижение доли прибыльных предприятий. В то же время в Орловской области была зафиксирована позитивная динамика некоторых показателей, например, сократился уровень преступности, снизилась смертность населения от внешних причин и младенческая смертность. Следует отметить, что сводный рейтинговый балл Орловской области снизился незначительно - всего на 0.33 пункта.

Республика Адыгея ухудшила свои позиции в рейтинге вследствие повышения уровня младенческой смертности, снижения обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, снижения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, снижения обеспеченности больничными койками, повышения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, увеличения время поиска работы безработными и ухудшения ряда других показателей. При этом в качестве позитивных факторов можно назвать сокращение доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, повышение обеспеченности населения жильем, снижение уровня преступности.

Республика Коми опустилась в рейтинге на 6 мест, однако значение сводного рейтингового балла снизилось всего на 0.23 пункта. Среди основных факторов, которые оказали негативное влияние на позиции Республики Коми в рейтинге, можно выделить рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, ухудшение отношения денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, снижение обеспеченности больничными койками. Кроме того, в республике сократились инвестиции и снизилась доля прибыльных предприятий, что также способствовало снижению позиций в рейтинге. При этом ряд показателей, учитываемых при расчете рейтинга, улучшился. В частности в республике снизился уровень безработицы, сократился уровень преступности и смертность от внешних причин, уменьшились выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

При расчете рейтинга проводился анализ 72 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.

Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в группу.

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» представил полную версию рейтинга «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за первое полугодие 2018 года, рассказали в понедельник сайт в пресс-службе Центра.

Индекс, по словам авторов исследования, отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, а именно уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ, с точки зрения официальных открытых источников (сайты муниципалитетов, официальные документы и пр.), а также наиболее популярных СМИ.

По 100-бальной шкале интервал показателей индекса «Цифровая Россия» в первом полугодии 2018 сузился и находится в интервале от 37,2 до 75,14 баллов (в 2017 этот интервал составлял 26,06–70,01). Данный результат говорит о снижении разрыва между лидирующими и замыкающими рейтинг субъектами РФ.

В десятку регионов-лидеров вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-мансийская АО – Югра, Тюменская область, ЯНАО, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область.

Рейтинг замыкают Севастополь, Псковская область, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Северная Осетия - Алания, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область.


Первая десятка.

Лидерство Москвы, сказано в исследовании, базируется на непрерывном совершенствовании региональной программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Помимо этого, Москва активно работает с федеральным центром, её представители входят в экспертные группы, созданные при АНО «Цифровая экономика». Ряд технологических направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на практике.

Среднее медианное значение индекса в первом полугодии 2018 составило 56,22 балла (в 2017 – 45,57 балла).

Авторы рейтинга особо выделили Республику Дагестан, Костромскую область, Чеченскую Республику, Чукотский автономный округ, Рязанскую, Тверскую, Брянскую и Орловскую области. Темпы их роста за первое полугодие 2018 года составили 61,1%, при том, что средний темп роста по стране равен 26,4%.

Индекс «Цифровая Россия», по словам авторов исследования, отражает наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. Если та или иная инициатива имеет конкретные действия (например, по созданию инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес эффекты, она получает 100 баллов. Индекс основан на событиях, которые имеют отношение к процессу цифровизации регионов, отраженных в открытых источниках.

Процесс цифровизации оценивается не только с точки зрения достижения целей, но и с точки зрения его публичности. Индекс «Цифровая Россия» оценивает этот процесс на основе публичных упоминаний в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий.

Каждое событие отнесено в один из семи ключевых субиндексов:

  • нормативное регулирование и административные показатели;
  • кадры и учебные программы;
  • исследовательские компетенции и технологические заделы;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность;
  • экономические показатели;
  • социальные эффекты.

Субиндексы в свою очередь оцениваются через субфакторы, которыми в настоящем исследовании выступают события, факты и иная информация, полученная из открытых источников. Экспертная оценка для каждого факта выставляется исходя из формализованных критериев, которые можно агрегировать в три ключевых блока:

  1. Соответствие нормативным документам и стратегии государства в области цифровизации.
  2. Осязаемость события (т.е., наличие конкретных шагов/действий/процессов).
  3. Социально-экономические, финансовые и бизнес эффекты от упомянутого факта.

Субиндексы для регионов-лидеров.

Результаты остальных регионов с динамикой относительно второго полугодия 2017 года:


С 11 по 40 место.
С 41 по 75 место.
С 76 по 85 место.

Результаты исследования на уровне федеральных округов показывают ту же тенденцию, что и на уровне субъектов РФ. При этом на уровне федеральных округов данный процесс идёт динамичнее, а разрыв значений индекса «Цифровая Россия» между лидерами и замыкающими меньше, чем по субъектам РФ. Снижение стандартного отклонения индекса в разрезе по федеральным округам составило 3,4% соответственно.

Лидером по итогам первого полугодия 2018 года, с отрывом от второго места почти в 6 баллов, стал Уральский федеральный округ (УФО).

Четыре из шести субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, набрали более 70 баллов и входят в десятку лучших в общем индексе, что и обеспечивает ему первое место (Челябинская (70.75) и Тюменская (74.01) области, ХМАО – Югра (74.24) и ЯНАО (72,43)). Второе и третье место заняли Центральный и Приволжский федеральные округа.


Индекс «Цифровая Россия» в разрезе федеральных округов за первое полугодие 2018.
Таблица по округам с динамикой.

Тренды в информационном освещении процессов цифровизации субъектов РФ

Исследование позволило выделить две группы трендов отражения развития цифровой экономики России для субъектов РФ: на уровне государства и бизнеса.

К выявленным «государственным» тенденциям авторы отнесли особый интерес к цифровизации государственных услуг. Лидерство по публикациям здесь имеет федеральный портал госуслуг и региональные порталы госуслуг субъектов РФ.

Вторым важным трендом стала мотивация частного бизнеса развивать инновационные технологии, считают авторы исследования.

Значительное возрос объём данных о создании «Умных городов» (smart-городов).

Исследование позволило выделить особый интерес к этой теме у городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Уфа, Сочи, Пермь и Ростов-на-Дону. Социально-экономический эффект от применения и развития цифровых технологий при создании «Умного города» заключается, по данным открытых источников, в основном, в увеличении спектра электронных государственных услуг и в снижении уровня цифрового неравенства. Жители активно вовлекаются в управление развитием городов через порталы по взаимодействию населения с властью (например, «Активный гражданин», «Добродел», «Решаем вместе» и др.).

Внедрение цифровизации для «Умных городов» планируется реализовать с помощью крупных компаний из информационных и телекоммуникационных отраслей экономики в регионах.

Существенно увеличилось число нормативных правовых актов, посвященных цифровизации, которые носят практический характер с запланированными финансовыми и технологическими результатами. Прежде всего, речь идет о создании и работе профильных центров компетенций, территорий опережающего развития (ТОСЭР), технопарков, в том числе детских.

В бюджетах всех субъектов РФ запланировано финансирование развития цифровизации, и оно ежегодно увеличивается. Например, в субъектах-лидерах - это масштабные программы по информатизации и цифровизации городов и регионов («Умный город» в Москве, «Программа информатизации» в Республике Татарстан и т.п.), в уступающих субъектах РФ, как правило, - это региональные акты о создании рабочих групп по развитию цифровизации, указы глав регионов о создании технопарков, о сокращении разрывов в предоставлении цифровых услуг населению, в том числе госуслуг в электронном виде. В целом, в замыкающих рейтинг субъектах РФ взят курс на устранение цифрового неравенства.

Работа с информацией оценивается как один из главных ресурсов бизнес-успеха, констатировано, что в 2017 году Россия потратила 55 миллиардов рублей на защиту цифровых данных. Исследование показало, что особо заинтересованы в инвестировании в IT-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы. Например, от внешних атак в 2017 году российская банковская сфера понесла ущерб в размере около 2,5 миллиарда рублей. В исследовании выявлено, что по направлению «Информационная безопасность» во всех субъектах РФ больше всего внимания уделяется криптографической защите информации и использованию электронной подписи.

Дополнительным фактором развития цифровизации стало наличие и успешная работа ТОСЭР, особых экономических зон ( – ред.), индустриальных парков и технопарков, индустриальных парков, а также активность институттов развития России.

Факторы, влияющие на темпы развития цифровизации в субъектах РФ

По данным из открытых источников, основными факторами, влияющими на неравномерное развитие цифровизации в регионах, являются:

1. Недостаток квалифицированных кадров и необходимость корректировок в образовательных программах.

2. Недостаток финансирования. Особенно сложно выделять средства на цифровизацию тем субъектам РФ, которым не хватает средств на решение текущих экономических задач.

3. Наличие цифрового неравенства. Без доступа к Интернету невозможно пользоваться ни госуслугами, ни услугами «Умных городов». Только треть базовых станций сотовой связи поддерживают современный стандарт мобильного интернета — 4G и LTE. Внедрение стандарта 5G отложено до 2022 года.

4. Постепенное формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития цифровых технологий. Этот процесс еще не закончился в большинстве регионов.

К Петербургскому международному экономическому форуму-2018, который стартует в Санкт-Петербурге 24 мая, рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», подготовило очередной, восьмой по счету, рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг, подготовленный по заказу РИА Новости, построен на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2017 год. Результаты рейтинга позволяют судить о позициях того или иного региона на экономической карте России, которая как и ранее весьма неоднородна, а также определить динамику их развития.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

МИА «Россия сегодня» выступает международным информационным партнером ПМЭФ-2018 .

© 2024 Туристический портал - Восход