Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Загадочный замок кастель дель монте. Итальянский Замок Горы — Кастель дель Монте Дворец кастель дель монте

Величественный Кастель-дель-Монте (Castel del Monte) — одна из самых известных достопримечательностей итальянского региона Апулия. Мало того, не будет преувеличением и заявление о том, что это — один из самых таинственных замков в мире.

В отличие от других мистических мест, удивительный замок не скрыт от любопытных глаз за горами и лесами. Наоборот, он заметен издалека. Едешь по автостраде и видишь, вот он, красавец, возвышается на вершине холма. И неважно, что название сооружения переводится, как «замок на горе», буквально воспринимать наименование Кастель-дель-Монте способен лишь тот, кто настоящих гор ни разу в жизни не видел. Построен на замок на том самом месте, где до тринадцатого века располагался монастырь Мария-дель-Монте, отсюда и первое название сооружения, о котором сегодня мало кто помнит — castrum Sancta Maria de Monte.

На фото: вид на Кастель-дель-Монте

Сегодня к Кастель-дель-Монте не иссякает народная толпа. За это большое спасибо волшебному миру кино и итальянскому режиссеру Маттео Гарроне в частности, ведь именно в необычных залах сего монументального сооружения он поселил персонажей — короля, растившего блоху, и принцессу, которую эксцентричный папаша выдал замуж за людоеда. Что любопытно, до двадцатого века замок пребывал в заброшенном состоянии, и там ночевали пастухи. Сегодня архитектурное сооружение находится на попечении у ЮНЕСКО, как следствие, его отмыли и привели в порядок, вот только внутренняя отделка залов не сохранилась — тому же Маттео Гарроне пришлось спешно наполнять пространство помещений завезенным в замок реквизитом.

На фото: съемки фильма «Страшные сказки»

Гарроне выбрал Кастель-дель-Монте для экранизации сказок неаполитанца Джамбаттисты Базиле неспроста, ведь место это загадочное до невозможности. Хотя расположенный в 16-ти километрах от города Андрия Кастель-дель-Монте и носит почетный титул одного из самых известных средневековых замков в мире, по своей сути замком он не является.

Кадр из фильма «Страшные сказки», принцесса и король на крыше замка

Дело в том, что в понимании нормального человека Средних веков замок мог быть построен только для одной из двух целей. Цель первая, она же главная — оборона и контроль местности. В этом случае, тот или иной сеньор возводил небольшую крепость, как правило, на вершине горы, помогало отражать атаки неприятеля, а заодно и в целом влиять на ситуацию в области. Вторая задача — укрепленное место для проживания. Иногда замки разрастались до размеров городов, взять, к примеру, ну а их мощные стены опять же позволяли сдерживать полчища врагов.

А вот Кастель-дель-Монте для обороны не предназначен совсем. Где крепостные стены и ров с водой? Где хоть какие-нибудь приличные защитные укрепления? Для жизни это место тоже кажется малопригодным. Конечно, еще Вальтер Скотт в своем «Айвенго» писал о том, что понятия «комфорт» в Средние века не существовало, но этот замок и по средневековым меркам далек от жилища уважающего себя сеньора. Ладно, что все залы внутри соединены друг с другом, но, главное, здесь не предусмотрено место для конюшни и отсутствует кухня. Так что, более всего замок похож на этакий старинный арт-объект, построенный идеи ради, подобные дома иногда проектируют современные архитекторы, получившие абсолютный карт-бланш на реализацию своих творческих замыслов в купе с неограниченным бюджетом.

Данная ассоциация весьма уместна, если знать о том, кто построил Кастель-дель-Монте. Возвел замок на горе сам император Фридрих II Штауфен — легендарная личность во всех отношениях. Он не только сумел отвоевать титул Императора Священной Римской империи у конкурентов и возглавить шестой крестовый поход, но и считался одним из самых образованных людей своего времени. Знал греческий, латинский и арабский языки, основал университет в Неаполе, где преподавали не только христиане, но и евреи с арабами, а это, между прочим, верх толерантности по средневековым меркам. От христианских же предрассудков Фридрих II в целом был весьма далек, вот показательные примеры: император настоял на том, чтобы медики изучали анатомию на трупах, а еще Фридрих тепло относился к Фибоначчи и даже устраивал математические турниры.

На фото: гравюра с изображением Фридриха II

Имел император и склонность к писательству: его перу приписывают сочинение о соколиной охоте, а при своем дворе он создал сицилийскую школу поэзии. При этом, как и все прогрессивные люди своего времени, Фридрих II был поклонником самых разнообразных мистических учений, изучал астрономию и астрологию. С личной жизнью у императора тоже все было интересно, он заслужил репутацию Синей бороды, поскольку был женат четыре раза, правда, его последний брак с постоянной любовницей Бианкой Ланчия церковь так и не признала. Детей Фридрих II наплодил великое множество — 20 законных, бастардов же по понятным причинам никто скрупулезно не подсчитывал.

Кастель-дель-Монте Фридрих II строил с 1240 по 1250 год, то есть, в последнее десятилетие своей жизни. Имя архитектора — неизвестно, но многие историки не без основания полагают, что им был сам император — уж больно замысловатая конструкция получилась в итоге. Дело в том, что, как и многие средневековые мистики, Фридрих был одержим числом восемь, что символизирует бесконечность, и оно прослеживается в структуре замка постоянно.

Начать стоит с того, что замок, если смотреть на него сверху, представляет собой правильный восьмиугольник, а на каждом углу сооружения возведена восьмиугольная башня. Внутренний двор замка своей формой тоже повторяет восьмиугольник. В замке всего два этажа, крыша — плоская, а главный вход в Кастель-дель-Монте смотрит строго на восток, ведь, как считали в Средние века, благая весть пришла к нам именно с востока.

На фото: окна, выходящие во внутренний двор замка

На каждом этаже замка — 8 комнат, все они соединены друг с другом, так что Кастель-дель-Монте можно запросто обойти по периметру. Комнаты выполнены в форме трапеций, а в стенах прорублены окна. Туалеты, гардеробы и винтовые лестницы расположены в угловых башенках. С лестницами, кстати, в замке отдельная история — обычно во всех замках они «закручены» вправо, поскольку это оптимально для обороны объекта, но в Кастель-дель-Монте их, наоборот, «завернули» влево, то есть, так, как делает природа, ведь именно влево закручены раковины моллюсков или панцири улиток.

На фото: лестницы в Кастель-дель-Монте

Все помещения замка абсолютно одинаковые, комнаты отличатся друг от друга лишь расположением дверей и количеством окон. В элементах декора опять-таки доминирует число восемь: на капителях колонн — по восемь листьев, на барельефах в комнатах — восемь листьев или цветов клевера.

Еще из занимательного, в окна второго этажа дважды в день падают прямые лучи солнечного света (с первым этажом это правило работает только в летний период), поэтому многие предполагают, что таинственный замок — не что иное, как огромные солнечные часы, а заодно и астрономический прибор. Кроме того, дважды в год во время летнего и зимнего солнцестояния солнечный свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа. Это, само собой, тоже неслучайно, вот многие историки и предполагают, что первый этаж Кастель-дель-Монте — своеобразный аналог солнечного календаря.

Здесь можно было бы успокоиться, но вот вам еще один прелюбопытный повод для размышлений — два раза в год, 8 апреля и 8 октября солнечные лучи проходят сквозь окна замка во внутренний двор таким образом, что попадают строго на ту часть стены, где во времена Фридриха II был вырезан некий барельеф, ныне утраченный. Ну, и чтобы все стало совсем непросто, стоит вспомнить о том, что октябрь в тринадцатом веке считался восьмым месяцем года.

Фридрих II умер, не успев закончить строительство замка, — здание Кастель-дель-Монте было завершено, а вот внутреннюю отделку до конца не доделали. После смерти императора в Европе бытовали легенды, что Фридрих не умер, а скрылся в неизвестном направлении, дабы реформировать церковь и установить всеобщее братство и мир. В этом видится определенный символизм, ведь восьмиугольник, повторяющийся в структуре Кастель-дель-Монте, в Средние века символизировал переход из мира живых в царство мертвых, а заодно и единение неба с землей.

Тут все очень просто — квадрат считался символом земли, круг — символом неба, а восьмиугольник — промежуточной фигурой, обозначавшей, как единение, так и переход. Впрочем, далекие от мистики ученые считают, что многократное использование восьмиугольника — просто отсылка к Куполу Скалы в Иерусалиме, ведь купол над краеугольным камнем Фридрих II видел во время своего крестового похода.

Зашифрована в Кастель-дель-Монте и библейская символика. Дело в том, что в замке ровно пять водосборников и пять каминов, многие связывают это с фразой Крестителя Иоанна из Евангелия от Луки: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Так что, легко предположить, что Кастель-дель-Монте был для Фридриха II аналогом храма, возведенным по его личному проекту, и это вполне отвечает амбициям императора.

Кстати, данную гипотезу подтверждает еще одна любопытная деталь. Если внимательно приглядеться к входу в замок, то можно заметить зашифрованную там гигантскую букву F. Будь внутри гробница Фридриха II — ассоциации с пирамидами были бы неизбежны, а так Кастель-дель-Монте кажется своеобразным персональным порталом императора, возведенным по его плану и в его честь. По крайней мере, когда стоишь во дворе замка и, задрав голову, смотришь на небо, заточенное в восьмиугольник мощных, сложенных из известняка стен, ощущение причастности к средневековой магической традиции возникает даже у самых закоренелых материалистов. Да и энергетика у этого места особенная, в стиле тех самых «Страшных сказок» Маттео Гарроне.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Замок Кастель-дель-Монте, что в переводе с итальянского означает «замок на горе», находится в провинции Бари, итальянского региона Апулия. Иногда замок именуют «короной Апулии». Это один из значимых и самых знаменитых замковых сооружений времен правления императора Фридриха II. В конце XX века он был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История создания замка окутана завесой тайны. Возведенный в период между 1240 и 1250 годами, «замок на горе» является центральным объектом повествования множества легенд и мифов, касающихся причин постройки столь необычного сооружения, которые до сих пор неизвестны.

Двадцатипятиметровые стены замка выстраивают правильный октагон, в каждом углу которого находится башня, которая выше стен ровно на один метр. Интересно, что башни тоже имеют форму правильного восьмиугольника, а центральный портал строения направлен строго на восток.

В отличие от защитных и оборонительных сооружений тех времен, в Кастель-дель-Монте отсутствует искусственный ров, насыпной вал и подвесной мост, а винтовые лестницы внутри замка закручены не вправо, как принято во всех зданиях такого типа, а влево, по аналогии с природой, которая все закручивает именно так, будь то панцирь улитки или воронка в водоеме. Окна в башнях расположены таким образом, что лучи Солнца, проходя через них, превращают замок в огромные солнечные часы, календарь или какой-то другой астрономический прибор, назначение которого остается загадкой и сегодня.

Кастель-дель-Монте - одно из самых известных и посещаемых мест Апулии; еще бы, оно включено в ЮНЕСКОвский список объектов Всемирного культурного наследия. Романские соборы Апулии только-только вступили в борьбу за попадание в этот список, и поэтому бОльшую часть этих соборов можно пока посмотреть в тишине и гордом одиночестве. Кастель-дель-Монте же наполнен туристами, как, впрочем, и Матера. Удивительно, что люди так слепо доверяют дяденькам и тетенькам из ЮНЕСКО, что готовы тащиться в глухомань, не обращая внимания на шедевры под боком)))

Когда-то двор украшали статуи античных и средневековых мастеров, но замок после уничтожения семьи Гогенштауфенов и вплоть до конца Бурбонской монархии неустанно расхищали; кое-какие статуи оказались даже в Казерте. Так что сейчас во дворе можно увидеть несколько барельефов (высоко, мой фотоаппарат не осилил), два портала - входа в помещения первого этажа, а также три окна второго этажа.

Один из порталов первого этажа:

Внутри замок пуст - все украли до нас. Голые стены украшают лишь порталы из кораллового известняка, камины и колонны.


Это всё были фотографии первого этажа, далее следует второй.

Еще можно высунуться из окон и попытаться рассмотреть с близкого расстояния те детали двора, что снизу плохо просматриваются.

Собственно и всё.
От Кастель-дель-Монте у меня остались противоречивые впечатления. С одной стороны, о нем было столько всего написано умными людьми (и прочитано глупым, т.е. мною), что действительность разочаровала. Тащиться в такую даль, подгадывать автобусные расписания - и все это ради голых стен. Но, с другой стороны, если бы я пропустил памятник ЮНЕСКО, то потом бы себе методично выедал плешь всю оставшуюся жизнь))) С третьей стороны, из увиденных в поездке крепостей (Бари, Трани, Барлетта, Мельфи) Кастель-дель-Монте оказался самым интересным.

В любом случае, больше часа тут смотреть нечего (я же приехал в 12-15, а уехал в 15-00), так что подбирайте себе правильно пару автобусов "туда-сюда". Если бы я предполагал, что забастовка в грядущую пятницу будет столь серьезной, я бы все же рискнул своей плешью, опустил бы посещение Кастель-дель-Монте и так перекроил программу, чтоб хотя бы до Конверсано добраться. Но что сделано, то сделано.

Возможно, на мое настроение повлияла погода. На фотографиях вы видите солнце, но это все обман))) Хоть и было выше 20 градусов, и действительно светило солнце, но при этом дул пронизывающий холодный ветер, а я был в одной рубашке. Это был тот самый ураганный ветер, из-за которого мы накануне несколько раз заходили на посадку в аэропорту Бари. в последующие дни куртку приходилось брать всегда, так как утром и вечером было прохладно.

В следующий раз мы с вами пробежимся по Андрии (забегая вперед, уж простите за каламбур, скажу, что уж Андрию точно можно пропускать, если отпуск короткий), заглянем в собор и маленькую церковь Сант-Агостино.

November 27th, 2013

Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».

Средневековье ― огромный исторический период, связанный с масштабными событиями и значительными изменениями во всех сферах жизни, как отдельных государств, так и целых наций Европы и Азии. Это время падения Римской империи и начавшегося вслед за этим Великого переселения народов, которое в дальнейшем, на протяжении многих веков, будет служить благодатной почвой для возникновения бесчисленных культурных, языковых и религиозных конфликтов между германскими и романскими народами, ранее проживавшими на территории некогда единой империи. «Темные века» как небезосновательно назовет эту эпоху знаменитый итальянский поэт Петрарка, несмотря на глобальные потрясения, без которых в истории своего развития не обходилась еще ни одна цивилизация, станет и временем великих преобразований.

Как никогда ранее, церковь в лице Папы Римского обретет небывалую власть и могущество, с которой придется считаться всем, от обитателей глухих поселений и жителей просвещенных городов до монархов и королей. Это время расцвета идеалов монашества и безграничной власти инквизиции, сеющей одинаковый ужас в души, и закоренелых еретиков, и самых набожных прихожан. Время рыцарства и непрекращающихся столкновений, когда христиане проливали кровь друг друга в постоянных междоусобных войнах, и время Великих крестовых походов, когда на полях сражений в борьбе за священный Иерусалим не меньше проливалось крови мусульман и крестоносцев.

Безусловно, чтобы получить даже приблизительное представление о Средневековье, занявшем в истории человечества без малого девять веков, потребуется знакомство с куда более обширными сведениями. Но и упоминание этих нескольких знаковых событий позволяет получить представление о времени и условиях, в которых был построен во многом загадочный и по-своему уникальный замок Кастель-дель-Монте. А для того чтобы лучше разобраться в особенностях архитектуры замка или его истинном предназначении, а возможно, и попробовать найти разгадки на некоторые тайны, которыми щедро окутан Кастель-дель-Монте, стоит обратить внимание и на непосредственного владельца замка, личность которого представляется настолько же колоритной, насколько и противоречивой.

Об этом человеке, чье властолюбие и жестокость не знали границ, можно рассказать многое, но и упоминание лишь одного факта из его бурной жизни дает весьма четкое и наглядное представление о неоднозначном характере и нраве этой личности. Так, никогда не питая глубоких религиозных чувств и всячески оттягивая свое участие в очередном Крестовом походе, этому человеку все же удалось добиться, казалось бы, невозможного ― быть отлученным от церкви и, несмотря на папскую анафему, одержать победу в Крестовом походе и вернуть христианскому миру Иерусалим. Речь идет ни о ком другом, как об императоре Священной Римской империи, правителе Германии, короле Сицилии и Иерусалима Фридрихе II Гогенштауфене.

Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен ( нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое …

…pro castro quod apud Sanctam Mariam de Monte fieri volumus…

(для замка, который мы хотим возвести рядом с церквью Св. Марии на холме).

Впрочем далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду — начало строительства или какие-то финальные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг . - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.

В качестве места для будущего строительства очередного замка Фридрих II выбирает Апулию, регион, входящий в тот период в состав Сицилийского Королевства (ныне регион провинции Бари на юге Италии), где он, собственно, вырос и прожил все свое детство и юность. Согласно бытующему преданию, Castel del Monte (от итал. «замок на горе» или «замок горы») был построен на месте руин покинутого монастыря Святой Марии, а точнее, на небольшом возвышении в виде холма, расположенного посреди безлюдной равнинной местности (в 16 км от города Андрия), позже получившей название Terra di Bari. Отсюда и происхождение первоначального названия замка Сastrum Santa Maria de Monte, которое сохранялось за ним на протяжении долгого времени.

Начало строительства замка приходится на 1240 год, а окончание работ датируется 1250 годом, то есть по странному (а возможно, и чисто случайному) совпадению завершение Кастель-дель-Монте совпало с годом смерти Фридриха II. Что, даже отбросив напускную таинственность, невольно наводит на мысль о некой символичности, ведь следом за кончиной императора вскоре исчезнет и весь дом Гогенштауфенов. А одним из самых ярких напоминаний о великой династии южногерманских королей и императоров Священной Римской империи остается как раз таки замок Кастель-дель-Монте, неизменно возвышающийся над равнинной местностью Апулии на протяжении вот уже почти 800 лет.

Согласно сохранившимся письменным свидетельствам известно, что Фридрих II отдавал предпочтение возведению объектов и сооружений исключительно военного назначения. Поэтому неудивительно, что за время своего правления он успел отстроить более 200 замков и крепостей и при этом был упомянут в качестве основателя только одной церкви в Альтамуре. О страсти императора к оборонным укреплениям даже ходили легенды, будто придворные вельможи порой умоляли своего правителя сделать, наконец, перерыв и не строить такое количество новых замков. Но объяснить подобное жертвование духовными потребностями своего народа в угоду чисто практических военных целей нетрудно, достаточно лишь вспомнить о непростых и непримиримых взаимоотношениях между императором и Римским Папой.

В те времена Папская область во что бы то ни стало стремилась обезопасить себя и свои владения от посягательств Священной Римской империи, и поэтому между каждым новоизбранным папой и императором всегда сохранялись крайне напряженные отношения. И даже первое и второе отлучения от церкви Фридриха II (в 1227 и 1239 гг.) и прозвище «настоящего антихриста», крепко закрепившееся за императором, едва ли способны показать ту враждебность и ненависть, которую питали друг к другу, пожалуй, на тот момент два самых могущественных правителя католического мира. Поэтому борьба Фридриха II и папы Григория IX за центральную часть Италии, со временем переросшая в открытое и ожесточенное противостояние, просто не могла не отразиться на политике, проводимой императором. Тем загадочней на фоне постоянных войн и восстаний, которые вел и подавлял Фридрих II, выглядит его задумка строительства замка Кастель-дель-Монте, который, по сути, ни замком, ни крепостью не является.

За основу двухэтажного строения Кастель-дель-Монте была взята совершенно нестандартная форма правильного восьмиугольника, благодаря которой замок и остается единственным фортификационным сооружением с такой необычной планировкой. Причем среди всех средневековых замков Западной Европы. Что, собственно, затрудняет, а нередко и ставит в тупик современных исследователей, занятых поиском достоверных аналогов, которые в XIII веке могли бы вдохновить Фридриха II на строительство столь необычного для своей эпохи сооружения. Но зная о хорошем знакомстве императора с менталитетом восточных людей (особенно сарацинов), его терпимости к чужим культурам и религиям и о его крайнем свободомыслии, можно предположить, что прообразы будущего Кастель-дель-Монте могли быть позаимствованы Фридрихом II из мусульманского мира, во время его Крестового похода на Святую землю.

С этой версией часто связывают мечеть Купол Скалы, построенную в Иерусалиме еще в VII веке н.э. и также имеющую форму восьмиугольника. Возвращаясь к замку, стоит обратить внимание, что помимо восьмиугольных стен высотой 25 метров к каждому из углов замка примыкают восьмиугольные башни, чьи вершины возвышаются над землей немного выше — на 26 метров. Как легко заметить, число углов и, соответственно, башен Кастель-дель-Монте равняется восьми, но и на каждом из двух этажей замка располагается по восемь одинаковых залов, а присмотревшись к украшениям помещений, можно обнаружить еще и частое восьмикратное повторение деталей внутреннего орнамента.

И словно этого повторения цифры 8 показалось малым, внутренний двор замка, который вполне мог иметь форму круга или квадрата, также представляет собой все тот же восьмиугольник. Отсюда и неудивительно возникновение прочной ассоциации замка Кастель-дель-Монте с таинственной цифрой 8, которая постоянно служит объектом повышенного интереса и историков, и приверженцев нумерологии, и обычных любителей тайн и загадок.

Из-за своей внешней схожести замок Кастель-дель-Монте часто называют «короной Апулии». И в самом деле, это сравнение представляется справедливым, и не только благодаря внешнему подобию, но и потому, что Фридрих II носил именно восьмиконечную корону. Так что замок и его характерная форма могли служить в качестве символа власти императора, которую тот пожелал запечатлеть «в камне». Строго говоря, при строительстве замка были использованы только известняк (основа) и мрамор (колонны, отделка окон и порталов), но это нисколько не нарушает версию замка-символа, а скорее даже наоборот, только лишний раз подтверждает ее. Мрамор как строительный материал, бесспорно, обладает массой достоинств, но едва ли подходит для возведения таких мощных оборонных укреплений, как замки, крепости или форты.

Таким образом, происхождение цифры 8 во многом связывают непосредственно с архитектурой замка Кастель-дель-Монте. Правда, существуют и другие предположения, ведь эту же цифру можно увидеть и в украшенном восемью лепестками перстне Фридриха II, а заглянув в историю различных культур и учений, можно еще и найти собственное толкование символизма цифры 8, как олицетворение власти, богатства, успеха или удачи. Но оставим, наконец, цифры и перейдем непосредственно к особенностям обустройства замка, который с равным успехом можно было бы назвать охотничьей резиденцией, памятником, своеобразной обсерваторией или даже культовым сооружением.

При строительстве фортификационных сооружений эпохи Средневековья первостепенное значение всегда уделялось способности замка или крепости противостоять любым атакам и их возможностям выдерживать длительные осады. Но, обратившись к истории Кастель-дель-Монте, можно обнаружить странную особенность ― вокруг замка никогда не копались рвы и даже не насыпались земляные валы. Помимо этого, в замке не найти складских помещений, где в случае осады следовало бы сберегать запасы продовольствия. С другой стороны, присмотревшись к замку, наравне с небольшими окнами можно заметить и узкие щели бойниц, устроенных по периметру всех башен. Значит, тот немногочисленный гарнизон, который мог бы разместиться во внутренних помещениях, все-таки мог рассчитывать на хоть какое-то преимущество (помимо внушительных стен) во время обороны замка. Но тогда становится совершенно непонятно, почему винтовые лестницы в башнях Кастель-дель-Монте закручены «не в ту сторону». Согласно одному из правил «замкостроительства», винтовые лестницы должны подниматься с этажа на этаж по направлению часовой стрелки.

Это обеспечивает защитникам замков более выгодное положение, так как атакующим солдатам приходится подниматься по лестнице и при этом вести бой в неудобной позиции. А дело все в том, что солдаты, идущие на штурм замка, лишаются возможности наносить наиболее сильные удары своим основным оружием ― мечами, ведь для этого требуется размахнуться справа налево, в то время как солдаты, защищающие замок, благодаря закрученности лестницы и более высокому на ней положению будут постоянно находиться несколько правее. Так что нестандартное (против часовой стрелки) направление винтовых лестниц Кастель-дель-Монте получило бы хоть какое-то оправдание, только если бы замок осаждали войска, состоящие исключительно из левшей. Или, что более очевидно, Фридрих II таким способом лишний раз подчеркнул необоронное предназначение замка.

Среди увлечений императора особое место занимала соколиная охота, которой он посвящал немало своего свободного времени. И на основе собственных наблюдений и экспериментов Фридрих II даже написал трактат «Искусство охоты с птицами». Так, исходя из страсти императора к охоте, возникает предположение о возведении Кастель-дель-Монте в качестве охотничьей резиденции. Но под сомнение подобную мысль ставят крайняя роскошь и непомерное богатство внутренней обстановки, которой мог похвастаться замок к моменту своего завершения. Еще одно назначение Кастель-дель-Монте связывают с особенностями ориентации его входов и окон по сторонам света.

Главные ворота замка выходят точно на восток, а запасные расположены строго в противоположном — западном - направлении. Что касается окон, как внешних, так выходящих во внутренний двор, то они обустроены таким образом, что помещения второго этажа освещаются прямым солнечным светом в течение всего года, а восемь залов первого этажа именно во время летнего и зимнего солнцестояния получают естественное и, что интересно, абсолютно равномерное освещение. Отсюда родилась версия о замке как средневековой обсерватории или огромном астрономическом календаре.

Свой вклад в появлении на свет куда более сакральных причин строительства, а также и самого предназначения Кастель-дель-Монте делают сторонники оккультизма и мистицизма. Они придерживаются той точки зрения, что последователи каких-либо тайных учений или обществ, скрытых от глаз непосвященных (к которым мог бы принадлежать Фридрих II), использовали замок для проведения своих ритуальных или религиозных обрядов.

Прямых доказательств подобной версии, конечно, не найти, но многие туристы после посещения замка нередко указывают на те странные и необычные ощущения, что они испытывают, впервые оказавшись внутри Кастель-дель-Монте. Возможно, на людей производят впечатление массивность и внушительность сооружения или древность замка и его многовековая история, от которой поневоле должно захватывать дух. Но кто знает, не дает ли о себе знать некая таинственная энергетика, еще не утратившая своей силы и по-прежнему хранящаяся в стенах Кастель-дель-Монте?

Ну и в завершение лишь краткого знакомства с наиболее известным средневековым замком Италии, если все-таки отвлечься от потусторонних сил, стоит напомнить, что Кастель-дель-Монте вскоре после смерти Фридриха II послужит в качестве тюрьмы для его внуков. Затем, утратив былое значение и величие, после многочисленных разграблений замок лишится и прежнего блеска, и своей строгой красоты. На протяжении веков восьмиугольная крепость, памятник могущества рода Гогенштауфенов, охотничья резиденция императора, культоастрономическое сооружение станет убежищем, где местная знать будет искать спасения от эпидемий чумы, не раз вспыхивающих по всей Европе и добиравшихся до самых южных регионов Италии.

Примерно с XVII века замок постигнет незавидная участь быть покинутым и доживать свои последние дни в полном запустении. Но, к счастью, спустя почти 200 лет медленного и потому незаметного разрушения о заброшенном замке вновь вспомнят. В 1876 году следом за объединением Италии в единое государство в замке Кастель-дель-Монте начнутся реставрационные работы, а в 1996 году замок войдет в число исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия ЮНЕСКО. (whc.unesco.org/en/list/398)

И хотя сегодня замок Кастель-дель-Монте превратился в историческую и туристическую достопримечательность, он по-прежнему служит живым напоминаем целой династии Гогенштауфенов, подарившей миру таких великих правителей, как Конрад III, Фридрих I Барбаросса и Генрих VI.

Кастель дель Монте или «замок на горе» является одной из наиболее загадочных достопримечательностей города Терра ди Бари (Земля Бари), расположенного в регионе Апулия. В давние времена замок носил другое название - Каструм Санкта Мария дель Монте. Это связано с тем, что стоял он на месте, где задолго до него находился монастырь Святой Марии на Горе. В середине XIII столетия монастырь был полностью разрушен, и на его месте было принято решение возвести красивый замок.

Вскоре император Римской империи Фридрих II дал приказ на строительство, которое продолжалось на протяжении десяти лет. В 1250 году величественное здание было завершено, однако отделка интерьера замка продолжалась.

Кастель дель Монте имеет правильную восьмиугольную форму. По углам установлены восьмиугольные башенки. В высоту замок Монте достигает 25 метров, длина его стен равна 16,5 метрам, а ширина башенных стен - 3,1 метра. Вход в здание расположен с восточной стороны и есть также запасной вход с западной стороны. Отличительная черта данного замка - это соприкосновение одной из сторон главного здания с двумя сторонами одной из боковых башен.

Важно сказать, что на самом деле замок Монте - это не совсем замок, так как у него нет подъемного моста, рва и валов. Кроме того здесь отсутствуют такие нужные замку помещения как кухня, склад и конюшня. Учитывая это можно сказать, что здание скорее смахивает на двухэтажный особняк, который считался ни чем иным как охотничья резиденция императора Фридриха II. Однако интерьер сооружения настолько изящен и красив, что некоторые ученые до сих пор не могут определиться с предназначением этой постройки, так как для охотничьего домика он выглядел очень богато.

Внутри Кастель дель Монте имеется 16 различных помещений, по восемь на этаже. В угловых башнях расположены винновые лестницы, гардеробы и туалеты. Весьма любопытным является расположение комнат: проходные залы имеют по 2 или 3 выхода, в двух комнатах на первом этаже отсутствует выход во внутренний двор, а в четырех комнатах установлено по одной двери. Способ освещения помещений замка тоже довольно необычный. Комнаты, находящиеся на первом этаже освещаются только летом, а комнаты на втором этаже - круглогодично дважды в день освещает солнечный свет.

С замком Кастель дель Монте связано большое количество загадок и тайн. Многие ученые считают, что здание являлось неким астрономическим прибором. Второй этаж был чем-то вроде солнечных часов, а первый - играл роль календаря, равномерно освещаемого на зимний и летний солнцеворот. Однако это не более чем предположение ученых. Загадка этого замка, который люди назвали «Короной Апулии» так и остается неразгаданной.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Castel del Monte
  • Адрес : CASTEL DEL MONTE, SS170dir, 76121 Andria BT, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 41.084292 , 16.271342
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1961_1.jpg

Оценить!

10 0 1 1
© 2024 Туристический портал - Восход