Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Крушение корабля “Истлэнд”. Пароход Истленд

Американский экскурсионный пароход, отходя от причала, опрокинулся на борт. Число жертв превысило 1000 человек.

Великие озера, расположенные на территории Канады и США, включающие в себя Верхнее озеро, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио, занимают почти четверть миллиона квадратных километров. Великие озера соединены между собой реками и искусственными каналами, вода из Верхнего озера и озера Мичиган стекает в озера Гурон, Эри и Онтарио, оттуда по реке Святого Лаврентия – в Атлантический океан. Они соединяются не только с океаном, но и с реками Гудзон и Миссисипи.

Одним из самых быстроходных среди пассажирских пароходов, курсировавших по великим озерам, в начале XX века считался «Истленд».

9 августа 1910 года газета города Кливленд (штат Огайо) «Кливленд плэйн дилер» поместила следующее объявление: «Предлагается награда 5000 долларов! Пароход „Истленд“ был спущен на воду в 1903 году. Это стальное судно океанского плавания. Он имеет длину 82 метра, ширину 11 метров, осадку 4,3 метра. Судно снабжено двумя гребными винтами, приводимыми в движение двумя мощными паровыми машинами тройного расширения, пар на которые подается четырьмя котлами. Его балластные цистерны вмещают 800 тонн воды. Материал, из которого построен пароход, его тип и его мощные машины позволяют назвать его самым прочным, самым быстроходным и самым безопасным судном для путешествия по Великим озерам. Все это хорошо известно тем, кто знаком с морским делом. Однако есть тысячи людей, которые абсолютно ничего не знают о судах, о законах и правилах их эксплуатации и об их инспектировании правительством Соединенных Штатов. С расчетом запугать этих людей кто?то распустил слух о том, что пароход „Истленд“ якобы не может считаться безопасным судном. К сожалению, мы не знаем, кто распространил столь нелепые слухи, но цель их нам ясна. Поэтому в качестве доказательства своей правоты и ради уважения к чувствам 400 тысяч человек, которые за последние четыре года получили удовольствие от прогулок на этом плавучем дворце (причем без единой неполадки), мы предлагаем обозначенную выше награду любому, кто представит нам морского инженера, кораблестроителя, судомеханика или любого другого специалиста, имеющего достаточную квалификацию, который выскажет свое мнение о качествах нашего корабля и заявит, что пароход „Истленд“ – не мореходное судно и не выдержит любой шторм, который может возникнуть как на озерах, так и в океане».

Однако никто за обещанной наградой не пришел. «Истленд» по?прежнему курсировал по Великим озерам. С момента постройки в 1903 году этот пароход считался на Великих озерах самым красивым, комфортабельным и быстроходным судном. Жители приозерных городов называли его «Королевой скорости». Это был экскурсионный пароход водоизмещением 1960 тонн, с очень острыми обводами подводной части корпуса. Несмотря на сравнительно небольшую мощность паровых машин (1300 лошадиных сил), он мог развивать ход до 22 узлов. Судостроительная верфь «Дженкс шипбилдинг компани» в Порт?Гурон, построившая «Истленд», очень им гордилась.

Пароход был приписан к порту Чикаго, откуда он совершал экскурсионные дневные рейсы к кедровому мысу на озере Мичиган или недельные плавания на озеро Эри. Затем портом его приписки стал Кливленд. «Истленд» пользовался особой популярностью у молодежи – на верхней палубе стоял паровой орган, под который во время плавания в хорошую погоду устраивались танцы. Об этом органе ходили легенды, говорили, что в тихую погоду звук его слышен за 5 миль.

В течение 1913 года владельцы «Истленда» продали на него 200 тысяч билетов. В следующем году пароход вернулся на озеро Мичиган. «Истлендом» командовал капитан Гарри Петерсен. Навигацию 1914 года он, как и все предыдущие, закончил без единого повреждения.

Летом 1915 года «Истленд» был зафрахтован для экскурсий по озеру Мичиган фирмой «Вестерн электрик компани».

В 7 часов утра, в субботу 24 июля, к причалу на реке Чикаго, где пришвартовался «Истленд», начали стекаться экскурсанты. В основном это были рабочие и служащие компании с детьми и друзьями. Почти все пассажиры несли с собой корзины с провизией для пикника.

Утро выдалось солнечным, под стать настроению экскурсантов. Отплытие было назначено на 7 часов 40 минут. Несмотря на ранний час, с верхней палубы неслись звуки регтайма, который виртуозно исполнял на паровом органе известный музыкант Мичигана.

Билет стоил всего 75 центов. Правление компании разрешило брать на пароход детей до десяти лет без билета. «Истленд» был рассчитан на перевозку в дневные часы тысячи человек. Капитан Петерсен нередко принимал на борт и полторы тысячи, если на этом настаивали владельцы. На этот раз было продано 2500 билетов. Вероятно, капитан Петерсен об этом не знал, так как счет пассажирам у сходней контролеры не вели. Конечно, капитан видел, что народу погрузилось на пароход намного больше, чем это было положено по норме, но он не прекратил посадку. Таким образом, на «Истленде» пассажиров оказалось на 300 человек больше, чем на «Титанике»…

«Истленд» стоял у причала реки Чикаго правым бортом, по носу у него был ошвартован паровой буксир, который должен был вывести его из реки на простор озера Мичиган. Прозвучал гудок, матросы парохода втянули сходни. Капитан стоял в дверях рулевой рубки и готов был отдать команду старшему механику Эриксену запускать машины.

Как только отдали кормовой прижимной конец, судно едва заметно дрогнуло и начало медленно валиться на левый борт. Сначала никто на это не обратил внимания. Однако крен с каждой секундой увеличивался. К краю левого борта по верхней палубе поехали скамьи и шезлонги, внизу и в салонах стала сдвигаться мебель, в буфетах поползли тяжелые ящики с заготовленным для напитков льдом. На верхней палубе закричала женщина, потом еще одна… «Истленд» кренился все больше, люди, теряя опору, начали скользить к левому борту. Тех экскурсантов, которые в этот момент находились под палубой в каютах, прижало к продольным переборкам, других (их было большинство), кто стояли на верхних палубах, сбило в кучи и придавило к поручням левого борта.

Когда крен достиг 30 градусов, страх перешел в панику. Сотни людей бросились с нижних палуб по трапам наверх. В проходах, коридорах и на лестницах началась давка. Повсюду раздавались крики, вопли, плач детей, слышался грохот срывающихся с мест шкафов, буфетов, звон бьющегося стекла. Сотни пассажиров остались в каютах и в коридорах нижних палуб. Почти все, кто находился наверху, были сброшены в воду. Некоторые сумели вовремя ухватиться за плававшие в воде скамейки, ящики, доски. В грязной воде реки Чикаго беспомощно бились люди, они цеплялись, кусали, царапали и топили друг друга.

«Истленд» продолжал валиться на левый борт. Прочные пеньковые швартовы, которые так и не успели отдать, натянулись, как струны, и вырвали из земли причальные тумбы и береговые кнехты. Наконец пароход опрокинулся на борт, накрыв сотни плававших на воде людей. Послышались грохот и шипение – это с фундамента сорвались паровые машины, и вода залила топки. Несколько минут река в этом месте была закрыта белой пеленой пара. Шипение пара и свист вырывающегося из внутренних помещений воздуха заглушали крики людей. «Истленд» лег левым бортом на дно реки. Прошло всего 6 минут… И только еще через 10 минут к месту катастрофы начали прибывать катера водной полиции и буксиры. К причалу примчались полицейские и пожарные машины. Но им оставалось только спасать тех, кто еще держался на воде.

Но настоящим героем стал Уильям Брайт – капитан парохода «Миссури». Увидев, что «Истленд» опрокинулся на борт, он взял такси и примчался на причал, где произошла катастрофа. Брайт не смог пробиться сквозь собравшуюся на набережной толпу, поэтому поднялся на второй этаж дома, стоявшего напротив причала. Из окна он видел, что сотни плавающих в воде людей не могут взобраться на скользкий борт лежавшего парохода. Среди них было много раненых и покалеченных. Люди тонули на глазах спасателей. Брайт высунулся из окна и крикнул полицейским: «Возьмите золу из топок трех буксиров и высыпьте ее на правую скулу „Истленда“!» После этого он позвонил на ближайшую ткацкую фабрику: «Срочно доставьте пятьдесят одеял туда, где лежит „Истленд“!» Зола и одеяла, расстеленные на скользком борту парохода, дали возможность многим вылезти из воды.

Спасательные работы длились недолго. Всем, кого вытаскивали на берег живыми, оказывали первую помощь или отправляли в госпиталь.

В Чикаго был объявлен траур. В течение многих дней трупы погибших вылавливали из реки и извлекали из опрокинутого корпуса «Истленда». Несколько сот мертвецов вытащили из парохода, когда ацетиленом прорезали его правый борт. Еще больше трупов нашли, когда судно поставили на ровный киль и откачали из него воду.

В официальной прессе США появилось сообщение, что катастрофа унесла жизнь 835 человек. Но это не соответствует действительности, так как указанная цифра была объявлена в Чикаго на третий день после катастрофы. Судно же было поднято спустя пять дней, и из него извлекли еще несколько сот трупов. Американский следственный врач из Чикаго заявил на пресс?конференции, что в городском морге он лично насчитал 1300 трупов. 25 июля 1915 года газеты города вышли под такими заголовками: «2100 утонуло, когда „Истленд“ опрокинулся у причала», «Судно имело повышенный центр тяжести и стало валиться еще на швартовах у причала», «Все предшествовавшие катастрофы не оканчивались таким числом жертв», «История „Истленда“ – это история ошибок и неудач».

Катастрофа «Истленда» – самая большая катастрофа в истории судоходства на Великих озерах, и не случайно американские историки называют это судно «Титаником» Великих озер.

Когда пароход подняли со дна реки, некоторое время не знали, что с ним делать. Наконец американцы решили переоборудовать его в учебное судно резерва военно?морского флота США, и под названием «Уилметт» оно прослужило до 1946 года.

Через двадцать лет после катастрофы американская пресса пролила некоторый свет на истинную причину гибели «Истленда». 7 августа 1935 года газета «Америкэн пресс» опубликовала следующее сообщение: «Сегодня Апелляционный суд США утвердил решение выездного суда о том, что фирма „Сен?Джозеф Чикаго стимшип компани“ – бывший владелец парохода „Истленд“, который затонул на реке Чикаго 24 июля 1915 года, – не ответственна за гибель людей в катастрофе. Суд считает, что судно было мореходным, но ответственность ложилась на механика, который по небрежности неправильно заполнил его балластные цистерны».

«Истленд» (24 июля 1915 года)

Американский экскурсионный пароход, отходя от причала, опрокинулся на борт. Число жертв превысило 1000 человек.

Великие озера, расположенные на территории Канады и США , включающие в себя Верхнее озеро, Гурон , Мичиган , Эри и Онтарио , занимают почти четверть миллиона квадратных километров. Они соединены между собой реками и искусственными каналами, вода из Верхнего озера и озера Мичиган стекает в озера Гурон , Эри и Онтарио , оттуда по реке Святого Лаврентия - в Атлантический океан . Великие озера соединяются не только с океаном, но и с реками Гудзон и Миссисипи .

9 августа 1910 года газета города Кливленд (штат Огайо ) «Кливленд плэйн дилер » поместила следующее объявление: «Предлагается награда 5000 долларов! Пароход «Истленд» был спущен на воду в 1903 году. Это стальное судно океанского плавания. Он имеет длину 82 метра, ширину 11 метров, осадку 4,3 метра. Судно снабжено двумя гребными винтами, приводимыми в движение двумя мощными паровыми машинами тройного расширения, пар на которые подается четырьмя котлами; его балластные цистерны вмещают 800 тонн воды.

Материал, из которого построен пароход, его тип и его мощные машины позволяют назвать его самым прочным, самым быстроходным и самым безопасным судном для путешествия по Великим озерам. Все это хорошо известно тем, кто знаком с морским делом.

Однако есть тысячи людей, которые абсолютно ничего не знают о судах, о законах и правилах их эксплуатации и об их инспектировании правительством СоединенныхШтатов. С расчетом запугать этих людей кто-то распустил слух о том, что пароход «Истленд» якобы не может считаться безопасным судном.

К сожалению, мы не знаем, кто распространил столь нелепые слухи, но цель их нам ясна. Поэтому в качестве доказательства своей правоты и ради уважения к чувствам 400 тысяч человек, которые за последние четыре года получили удовольствие от прогулок на этом плавучем дворце (причем без единой неполадки), мы предлагаем обозначенную выше награду любому, кто представит нам морского инженера, кораблестроителя, судомеханика или любого другого специалиста, имеющего достаточную квалификацию, который выскажет свое мнение о качествах нашего корабля и заявит, что пароход «Истленд» - не мореходное судно и не выдержит любой шторм, который может возникнуть как на озерах, так и в океане ».

Однако никто за обещанной наградой не пришел. «Истленд » по-прежнему курсировал по Великим озерам. С момента постройки в 1903 году этот пароход считался на Великих озерах самым красивым, комфортабельным и быстроходным судном. Жители приозерных городов называли его «Королевой скорости ». Это был экскурсионный пароход водоизмещением 1960 тонн, с очень острыми обводами подводной части корпуса. Несмотря на сравнительно небольшую мощность паровых машин (1300 лошадиных сил), он мог развивать ход до 22 узлов. Судостроительная верфь «Дженкс шипбилдинг компани » в Порт-Гурон, построившая «Истленд », очень им гордилась.

Пароход был приписан к порту Чикаго , откуда он совершал экскурсионные дневные рейсы к кедровому мысу на озере Мичиган или недельные плавания на озеро Эри . Затем портом его приписки стал Кливленд .

«Истленд » пользовался особой популярностью у молодежи - на верхней палубе стоял паровой орган, под который во время плавания в хорошую погоду устраивались танцы. Об этом органе ходили легенды, говорили, что в тихую погоду звук его слышен за 5 миль.

В течение 1913 года владельцы «Истленда » продали на него 200 тысяч билетов. В следующем году пароход вернулся на озеро Мичиган . «Истлендом » командовал капитан Гарри Петерсен. Навигацию 1914 года он, как и все предыдущие, закончил без единого повреждения.

Летом 1915 года «Истленд » был зафрахтован для экскурсий по озеру Мичиган фирмой «Вестерн электрик компани ».

В 7 часов утра, в субботу 24 июля, к причалу на реке Чикаго , где пришвартовался «Истленд », начали стекаться экскурсанты. В основном это были рабочие и служащие компании с детьми и друзьями. Почти все пассажиры несли с собой корзины с провизией для пикника.

Утро выдалось солнечным, под стать настроению экскурсантов. Отплытие было назначено на 7 часов 40 минут. Несмотря на ранний час, с верхней палубы неслись звуки регтайма, который виртуозно исполнял на паровом органе известный музыкант Мичигана .

Билет стоил всего 75 центов. Правление компании разрешило брать на пароход детей до десяти лет без билета. «Истленд » был рассчитан на перевозку в дневные часы тысячи человек. Капитан Петерсен нередко принимал на борт и полторы тысячи, если на этом настаивали владельцы. На этот раз было продано 2500 билетов.

Вероятно, капитан Петерсен об этом не знал, так как счет пассажирам у сходней контролеры не вели. Конечно, капитан видел, что народу погрузилось на пароход намного больше, чем это положено по норме, но не прекратил посадку. Таким образом, на «Истленде » пассажиров оказалось на 300 человек больше, чем на «Титанике »...

«Истленд » стоял у причала реки Чикаго правым бортом, по носу у него был ошвартован паровой буксир, который должен был вывести его из реки на простор озера Мичиган . Прозвучал гудок, матросы парохода втянули сходни. Капитан стоял в дверях рулевой рубки и готов был отдать команду старшему механику Эриксену запускать машины.

Как только отдали кормовой прижимной конец, судно едва заметно дрогнуло и начало медленно валиться на левый борт. Сначала никто на это не обратил внимания. Однако крен с каждой секундой увеличивался. К краю левого борта по верхней палубе поехали скамьи и шезлонги, внизу и в салонах стала сдвигаться мебель, в буфетах поползли тяжелые ящики с заготовленным для напитков льдом. На верхней палубе закричала женщина, потом еще одна...

«Истленд » кренился все больше, люди, теряя опору, начали скользить к левому борту. Тех экскурсантов, которые в этот момент находились под палубой в каютах, прижало к продольным переборкам, других (их было большинство ), кто стояли на верхних палубах, сбило в кучи и придавило к поручням левого борта.

Когда крен достиг 30 градусов, страх перешел в панику. Сотни людей бросились с нижних палуб по трапам наверх. В проходах, коридорах и на лестницах началась давка. Повсюду раздавались крики, вопли, плач детей, слышался грохот срывающихся с мест шкафов, буфетов, звон бьющегося стекла...

Сотни пассажиров остались в каютах и в коридорах нижних палуб. Почти все, кто находился наверху, были сброшены в воду. Некоторые сумели вовремя ухватиться за плававшие в воде скамейки, ящики, доски. В грязной воде реки Чикаго беспомощно бились люди, они цеплялись, кусали, царапали и топили друг друга.

«Истленд » продолжал валиться на левый борт. Прочные пеньковые швартовы, которые так и не успели отдать, натянулись, как струны, и вырвали из земли причальные тумбы и береговые кнехты. Наконец пароход опрокинулся на борт, накрыв сотни плававших на воде людей.

Послышались грохот и шипение - это с фундамента сорвались паровые машины, и вода залила топки. Несколько минут река в этом месте была закрыта белой пеленой пара. Шипение пара и свист вырывающегося из внутренних помещений воздуха заглушали крики людей.

«Истленд » лег левым бортом на дно реки. Прошло всего 6 минут... И только еще через 10 минут к месту катастрофы начали прибывать катера водной полиции и буксиры. К причалу примчались полицейские и пожарные машины. Но им оставалось только спасать тех, кто еще держался на воде.

Настоящим героем стал Вильям Брайт - капитан парохода «Миссури ». Увидев, что «Истленд » опрокинулся на борт, он взял такси и примчался на причал, где произошла катастрофа. Брайт не смог пробиться сквозь собравшуюся на набережной толпу, поэтому поднялся на второй этаж дома, стоявшего напротив причала. Из окна он видел, что сотни плавающих в воде людей не могут взобраться на скользкий борт лежавшего парохода. Среди них было много раненых и покалеченных. Люди тонули на глазах спасателей. Брайт высунулся из окна и крикнул полицейским: «Возьмите золу из топок трех буксиров и высыпьте ее на правую скулу «Истленда »! После этого он позвонил на ближайшую ткацкую фабрику: «Срочно доставьте пятьдесят одеял туда, где лежит «Истленд»! » Зола и одеяла, расстеленные на скользком борту парохода, дали возможность многим вылезти из воды.

Спасательные работы длились недолго. Всем, кого вытаскивали на берег живыми, оказывали первую помощь или отправляли в госпиталь.

В Чикаго был объявлен траур. В течение многих дней трупы погибших вылавливали из реки и извлекали из опрокинутого корпуса «Истленда ». Несколько сотен мертвецов вытащили из парохода, когда ацетиленом прорезали его правый борт. Еще больше трупов нашли, когда судно поставили на ровный киль и откачали из него воду.

В официальной прессе США появилось сообщение, что катастрофа унесла жизнь 835 человек. Но это не соответствует действительности, так как указанная цифра была объявлена в Чикаго на третий день после катастрофы. Судно же было поднято спустя пять дней, и из него извлекли еще несколько сотен трупов.

Американский следственный врач из Чикаго заявил на пресс-конференции, что в городском морге он лично насчитал 1300 трупов. 25 июля 1915 года газеты города вышли под такими заголовками: «2100 человек утонуло, когда «Истленд » опрокинулся у причала». «Судно имело повышенный центр тяжести и стало валиться еще на швартовах у причала ». «Все предшествовавшие катастрофы не оканчивались таким числом жертв! » «История «Истленда» - это история ошибок и неудач! »

Катастрофа «Истленда » - самая большая катастрофа в истории судоходства на Великих озерах, и не случайно американские историки называют это судно «Титаником » Великих озер.

Когда пароход подняли со дна реки, некоторое время не знали, что с ним делать. Наконец американцы решили переоборудовать его в учебное судно резерва военно-морского флота США , и под названием «Уилметт » оно прослужило до 1946 года.

Через двадцать лет после катастрофы американская пресса пролила некоторый свет на истинную причину гибели «Истленда ». 7 августа 1935 года газета «Америкэн пресс » опубликовала следующее сообщение: «Сегодня Апелляционный суд США утвердил решение выездного суда о том, что фирма «Сен-Джозеф Чикаго стимшип компани» - бывший владелец парохода «Истленд», который затонул на реке Чикаго 24 июля 1915 года, - не ответственна за гибель людей в катастрофе. Суд считает, что судно было мореходным, но ответственность ложилась на механика, который по небрежности неправильно заполнил его балластные цистерны ».

Есть проблемы, когда поможет только semejnyj-yurist.ru. Иногда жизнь заставляет подать на лишение родительских прав , на развод, на лишения имущества. Жизнь жестокая штука и иногда решение проблемы нужно поручать только профессионалу.

Одно из самых крупных кораблекрушений на внутренних водах в истории США произошло на реке Чикаго, штат Иллинойс. 24 июля 1915 года пароход Истлэнд перевернулся, в результате погибло около 850 человек. На фото виден злополучный перевернутый корабль.

В 7:18 утра 24 июля 1915 года экипаж экскурсионного парохода «Истлэнд» готовился к отчаливанию. Команда затягивала мостки, заставляя опоздавших пассажиров прыгать на борт прямо с причала на реке Чикаго.

Несмотря на прохладную сырую погоду, 2573 пассажиров и членов экипажа толпились на борту «Истлэнда», атмосфера царила праздничная. Опоздавший пассажир Е.В. Слэдки, направился на прогулочную палубу, чтобы присоединиться к коллегам с завода Готорн Воркс компании Western Electric Company в соседнем городке Цицеро. «Истлэнд» был одним из пяти судов, зафрахтованных для перевозки работников Western Electric и членов их семей на однодневную прогулку от центра Чикаго в парк на 38 миль (примерно 60 км) через озеро Мичиган на юго-восток. Было продано более 7000 билетов.

Среди пассажиров, на борту «Истлэнда» были Джордж Синелар, прораб Western Electric, с женой и пятью детьми. Джеймс Новотны, краснодеревщик компании, с женой и двумя детьми. 22 летняя Анна Куинн, и ее соседка и коллега в Western Electric клерк 16-летняя Кэролайн Хомолка, тщательно выбирали наряды. Ведь тот день был очень важным событием года для многих из молодых работников. Не только редкий субботний выходной, перерыв в производстве и монтаже телефонного оборудования, но и возможность познакомиться с другими молодыми одинокими сотрудниками.

«Истленд» должен был отправляться первым, поэтому пассажирам сказали прибыть пораньше. Через несколько минут после 7 часов утра мужчины, женщины и дети садились по 50 человек в минуту. За посадкой следили два федеральных инспектора, они вели подсчет пассажиров. «Истленд» по документации был рассчитан на 2500 человек плюс экипаж. Начался мелкий дождь и тогда многие женщины, особенно с детьми, спустились с палуб. В кают-компании играл оркестр, люди танцевали. На верхней палубе расхаживали в поисках свободных шезлонгов пассажиры, некоторые, опершись на перила палубы, приветствовали приходивших друзей.

Между 7.10 и 7.15 «Истленд», наполненный пассажирами начал крениться в сторону от причала. Такое явление не смутило находившихся на корабле, но привлекло внимание капитана порта и некоторых стоявших на причале людей. Через пару мгновений, 83-метровое судно накренилось еще сильнее.

В 7:23 утра корабль продолжил крен от причала. Вода проникла сквозь открытые проходы в машинное отделение. Там команда поняла, что происходит и быстро вскарабкалась по лестнице на верхнюю палубу.

В 7:28 судно наклонилось уже на 45 градусов. Пианино на прогулочной палубе покатилось к стене, почти раздавив двух женщин, а холодильник – придавил одну или двух девушек прижал к стене. Вода заливалась через открытее иллюминаторы в каюты под палубой. Началась самая страшная катастрофа в истории Великих озер, она должна была унести больше жизней, чем потопление «Титаника» и «Луизианы».

Мало кто из пассажиров знал, что на «Истленде» был полный комплект спасательных шлюпок, плотов и жилетов. Все согласно закону. Но именно это и создало серьезную опасность.

Истрия с гибелью «Титаника» в 1912 году послужила началом международной кампании «шлюпки для всех» среди чиновников в области безопасности мореходства. В Конгрессе США был принят закон, требующий наличия шлюпок для 75 процентов пассажиров, а в марте 1915 года президент США Вудро Вильсон подписал известный Морской Акт Лафоллетта.

Пока шли дебаты о законе, главный управляющий компании Detroit & Cleveland Navigation Company заявил, что некоторые судна с малой осадкой на Великих Озерах могут перевернуться, если перегрузить их в районе верхних палуб. Но его мало кто услышал…

В«Истленд», изначально рассчитанный на 6 шлюпок, был укомплектован 11 спасательными шлюпками, 37 спасательными плотами (это около 500 кг каждый) и большим количеством спасательных жилетов (около 3 кг каждый). Все это было рассчитано на 2570 пассажиров плюс на команду корабля. Большая часть спасательных средств хранилась на верхних палубах. И никаких испытаний на стабильность корабля при перегрузке не проводилось, несмотря на то, что у судна уже была нехорошие моменты в биографии.

«Истленд» - построен в 1902 году, рассчитан на экскурсионное обслуживание 500 человек на озерах, а также на перевозку людей назад в Чикаго. У судна отсутствовал киль, судно имело тяжелые надстройки и рангоуты, а также плохо сконструированные балластные цистерны для поддержания устойчивости. Частые доработки увеличили скорость и грузоподъемность судна – но не его устойчивость! «Истленд» стал менее стабильным на воде после многочисленных доработок.

«Про судно говорили, что оно как велосипед, неустойчиво при погрузке и разгрузке, но устойчиво в пути», - писал транспортный историк и экономист Джордж Хилтон. Его книга «Истленд: Наследие «Титаника», вышедшая в 1995 году, послужила стартом скрупулезного расследования. Инспекторы безопасности проверяли судно только в пути, а не в причалах, поэтому и дали заключение о его безопасности.

В июле 1904 года кораблю почти перевернулся, на борту было почти 3000 человек. Спустя два года оно сильно накренилось (тогда на судне было 2530 человек). Вскоре у «Истленда» появилась репутация небезопасного корабля «худой посудины» выражаясь просторечно. «Кажется, пассажиры осознавали опасность корабля лучше менеджеров и инспекторов», - писал Хилтон.

В то же время чиновник из компании St. Joseph-Chicago Steamship Company, купившей судно «Истленд» за 150 тысяч долларов США в 1914 году, признал на расследовании через несколько дне после трагедии, что «я мало что знал о корабле, знал, что купили его по сходной цене. Я всего лишь подписал незаполненные чеки».

Важнейшим параметром устойчивости судна является метацентрическая высота. Плавающие объекты, как перевернутые маятники, с центром тяжести и возможностью крутиться и крениться в обе стороны перед выравниванием. Расстояние между полностью вертикальным положением корабля и его максимальным креном (точки, за которой он будет переворачиваться) является его метацентрической высотой.

Об «Истленде» Хилтон писал: «Для такого судна, где распределение пассажиров сильно варьировалось, нормальной практикой было бы обеспечить метацентрическую высоту от двух до четырех футов (70-140 см) при полной загрузке».

Изменения, внесенные в «Истлэнд» до 24 июля снизили метацентрическую высоту до четырех дюймов (10 см).

В течение двух минут после того, как корабль накренился на 45 градусов влево, он перевернулся. Как описал это событие журналист Карл Сэндберг для Международного социалистического обзора, «как мертвый монстр джунглей, сраженный выстрелом в сердце.»


Небольшие лодки пытаются спасти людей, стоящих на внешней стороне корабля «Истленд», перевернувшегося в реке Чикаго. (фото)

К половине восьмого утра корабль «Истленд» лежал на боку, погрузившись на 6 метров в темную воду. Он все еще был пришвартован. Судно перевернулось настолько быстро, что даже не хватило времени развернуть спасательные средства. Когда оно перевернулось, многие пассажиры просто перебрались через перила правого борта и проникли на торчащий из воды борт, обезопасив себя. Они даже не промокли. Одним из них был Слэдки. А также капитан корабля, Гарри Педерсен.

Им повезло.

«Когда корабль просто завалился боком в воду пассажиров на верхней палубе смело как муравьев со стола», - описывал события Харлан Бабкок, репортер газеты Chicago Herald. - «Мгновенно, поверхность реки стала черной от корчащихся, плачущих, испуганных, тонущих людей. Плачущие дети бултыхались в воде как пробки от бутылок».

Около 10000 людей ходили по набережной в тот день. Продавцы зелени и мяса, покупатели, рабочие Western Electric в ожидании корабля. Перепуганные очевидцы поспешили на помощь, некоторые стали прыгать в реку и спасать тонущих. (По словам одного очевидца, один мужчина собирался утопиться, но, увидев страшное зрелище, прыгнул в воду и поплыл спасать людей.) Другие хватали, что ни попадя и кидали тонущим: доски, лестницы и куриные клетки из дерева. Некоторые клетки попадали людям в голову, отчего те теряли сознание и тонули. Родители хватали детей и вместе с ними шли ко дну - или наоборот отпускали детей, и они исчезали в воде. «Боже мой, крики были ужасные, до сих пор стоят в ушах», - рассказывал работник склада репортеру.

Хелен Репа, медсестра из Western Electric по дороге на экскурсию услышала крики за несколько кварталов от причала. Троллейбус, в котором она ехала, попал в затор. Когда конный полицейский сказал ей, что экскурсионный корабль перевернулся, Репа подумала, что эта один из кораблей, зафрахтованных для пикника. Так как она была в форме медсестры, она быстро заскочила в проезжающую карету скорой помощи. «Люди плавали, пытаясь выбраться. Их было так много, что они покрывали всю поверхность воды», - вспоминала впоследствии Хелен. «Это было просто очень страшно».

Приехав на набережную, Хелен забралась на борт «Истленда» и увидела, как одних пассажиров вытаскивали из воды, а других через иллюминаторы. Многие были ранены и истекали кровью. Раненых забрали в ближайшую больницу, которая быстро переполнилась. Репа отправила работника больницы позвонить в крупный универмаг Marshall Field & Company и попросить 500 одеял. Затем она позвонила в рестораны и стала просить горячий суп и кофе в больницу.

После того, как выжившие стали поступать в порт, Репа решила отправлять легкораненых домой. «Я просто вышла на улицу, останавливала машины и сажала туда людей, чтобы их отвезли по домам. Ни один шофер мне не отказал», - позднее писала она.

К 8 утра почти всех выживших достали из воды. Затем пришла мрачная пора искать и доставать трупы.

«Толпа и смятение были повсюду», - говорила Хелен Репа. Спасатели, сотрудники оперативных служб и любопытные прохожие заполнили место происшествия. К полудню спасатели и водолазы наконец добрались до тел утонувших в боковых каютах. «После все тела были женские и детские», - сказала она.

Семь священников приехали на исповедь и соборование. «Для них было мало работы», написал один из репортеров. «Результаты трагедии «Истленда» можно описать в двух словах – живые или мертвые».

Санитары курсировали с носилками, безостановочно таская тела. Журналист Гретхен Крон в газете New York Times писал: «Все тела были очень твердые, так что носилки казались лишними. И еще... Тела большинства были, увы, маленькими, детскими». «Иногда, - продолжала она, - «они клали по два тела на одни носилки. Смерть скрепила последние прощальные объятия большинства погибших». Из-за нехватки машин скорой помощи привлекли грузовики компании American Express Company. Они тоже возили мертвые тела.

Новость о трагедии быстро разлетелась по городу, и семьи рабочих с Western Electric опасались самого худшего. Юные Бланш Хомолка и Элис Куинн, чьи старшие сестры в отличном настроении уехали на экскурсию, много часов ждали на остановке родных, пока пассажиры утонувшего корабля выходили грязные в разорванной одежде. Ждали девушки напрасно; Каролин Хомолка и Анна Куинн погибли.

Пока поднимали трупы ближайший склад оружия Второго полка переоборудовали в морг. Трупы складывали в ряд по 85 тел. Началось опознание. Перед полуночью стали пускать людей, по 20 человек за раз, они искали родных среди тел. Также туда проникали любопытные, а также мародеры, которые снимали украшения с тел.

Когда чикагцы проснулись в воскресение, сила катастрофы была особенно видна в тесно заселенных польских, чешских и венгерских кварталах у завода Готорн Воркс в городе Цицеро. Дома один за одним драпировали черным крепдешином и семьи скорбели.

Всего за два с половиной месяца пароход «Луизитания» погиб от торпеды. Погибло 785 пассажиров. В 1912 году 829 пассажиров и 694 члена команды погибли на борту парохода «Титаник». Но обе катастрофы произошли в открытом море.

В случае с «Истлендом» погибло 844 человека. В грязной речной воде, в черте города, в 6 метрах от причала. 70 процентам погибших не исполнилось и 25 лет.


Жертвы кораблекрушения «Истленда» в Чикаго. Фотография, 1915 год. (фото)

Около 500000 человек приехало посмотреть на трагедию, они собирались на мостах и берегах реки. Владельцы лодок брали с желающих прокатиться мимо перевернутого корабля 10-15 центов. Во всей стране много дней эта история была на первых полосах газет.

Четверг 28 июля в Чикаго стал днем похорон. На всех не хватило катафалков, и компания Marshall Field & Company предоставила 39 своих грузовиков. 52 могильщика работали по 12 часов в день, и все равно не справлялись с объемом работ. Около 150 могил надо было выкопать только на одном Богемском национальном кладбище. К концу дня похоронили около 700 жертв «Истленда».

Среди них была семья Синделар: Джордж, прораб компании; его жена Жозефина и пятеро их детей возрастом от 3 до 15 лет. Их простые белые гробы были кое-как уложены на машине Форд Т.

К 29 июля все жертвы в морге были опознаны, кроме мальчика, которого назвали «Номер 396», а потом полицейские работники морга дали ему прозвище «Пацаненок». На кладбище двое мальчиков узнали в трупе своего друга. Это был Вилли Новотни, ему было семь лет. Его тело никто не требовал, потому что его отец (Джеймс, краснодеревщик компании) и мать (Агнесса) погибли на Истленде вместе со старшей 9-летней дочерью Мэйми.

Бабушка мальчика опознала его, когда пришла и принесла новые коричневые брюки. «Если это Вилли, то у него такие же брюки. На прогулку он поехал в новом костюме, а к нему прилагались вторые такие же брюки. Вот вторые брюки».

«Пацаненок» обрел настоящее имя» - писали в газете Chicago Daily Tribune.
Когда хоронили семью Новотни 31 июля, на похороны пришло более 5 тысяч человек. Похоронная процессия растянулась почти на два километра.

Расследование и поиск виновных начался сразу. Капитан судна «Истленд» Гарри Педерсен, главный инженер Джозеф Эриксон и другие члены команды в субботу были взяты под стражу. Это также было сделано и для их безопасности, в опасении самосуда разъяренных граждан, собравшихся на месте катастрофы.

За три дня были проведены семь расследований. Чиновники Округа Кук приняли дело под свою юрисдикцию. После допроса свидетелей и членов команды, Прокурор Округа Кук Маклей Хойн заявил репортерам: «Полностью виновны в случившемся инспекторы Службы контроля пароходов США. Пришла пора проверять проверяющих. Чикаго должен... потребовать это».

Министр торговли США Уильям Редфилд, отправленный в Чикаго президентом Вильсоном, взял под контроль корабль «Истленд», заручившись поддержкой окружного судьи США (и будущего комиссара высшей лиги бейсбола) Гора Лэндис Кенесоу, в зале суда которого проходили слушания по делу об «Истленде».

Несмотря на быстрое расследование, точка в деле была поставлена только через 24 года.

В конце концов, виновным в основном признали Эриксона, главного инженера, за плохое обслуживание балластных цистерн в трюме корабля, что и привело к переворачиванию. Эриксон, интересы которого изначально представлял Кларенс Дэрроу, умер в ходе затянувшегося следствия. Это сделало его с точки зрения Хилтона, который анализировал тысячи страниц морских и правовых документов о катастрофе «Истлэнда» удобным козлом отпущения.

Хотя доказательства убедительно показывают, что Педерсен проявил халатность, он не был привлечен к суду. Не были привлечены и сотрудники пароходства. Все уголовные обвинения были сняты, и владельцы судна избежали каких-либо юридических преследований.

Виновато, по заключению Хилтона, было плохо сконструированное судно, которое было перегружено в связи с повышенными мерами безопасности после катастрофы «Титаника».

Гражданские иски, по делу о 800 погибших затянулись на два десятилетия. Морское право ограничило страховую ответственность в стоимость судна «Истлэнд», 46 тысяч долларов США. Победу одержали иски, поданные спасательной компанией, нанятой для буксировки судна с места происшествия и угольной компанией, которая поставляла топливо. В конце концов, жертвы и их семьи получили либо ничего, либо почти ничего.

Тед Ваххольц, президент исторического общества памяти катастрофы «Истлэнда», имеет свою теорию о том, почему «Истлэнд» занимает в американской истории намного меньшее место, чем «Титаник» или «Лузитания». «Там не было никого богатого или знаменитого. Это все были трудолюбивые простые люди из семей иммигрантов», - сказал Ваххольц.

Материал подготовил Юрий Кириллов - по статье с сайта


Американский экскурсионный пароход, отходя от причала, опрокинулся на борт. Число жертв превысило 1000 человек.


Великие озера, расположенные на территории Канады и США, включающие в себя Верхнее озеро, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио, занимают почти четверть миллиона квадратных километров. Великие озера соединены между собой реками и искусственными каналами, вода из Верхнего озера и озера Мичиган стекает в озера Гурон, Эри и Онтарио, оттуда по реке Святого Лаврентия - в Атлантический океан. Они соединяются не только с океаном, но и с реками Гудзон и Миссисипи.

Одним из самых быстроходных среди пассажирских пароходов, курсировавших по великим озерам, в начале XX века считался «Истленд».

9 августа 1910 года газета города Кливленд (штат Огайо) «Кливленд плэйн дилер» поместила следующее объявление: «Предлагается награда 5000 долларов! Пароход „Истленд“ был спущен на воду в 1903 году. Это стальное судно океанского плавания. Он имеет длину 82 метра, ширину 11 метров, осадку 4,3 метра. Судно снабжено двумя гребными винтами, приводимыми в движение двумя мощными паровыми машинами тройного расширения, пар на которые подается четырьмя котлами. Его балластные цистерны вмещают 800 тонн воды. Материал, из которого построен пароход, его тип и его мощные машины позволяют назвать его самым прочным, самым быстроходным и самым безопасным судном для путешествия по Великим озерам. Все это хорошо известно тем, кто знаком с морским делом. Однако есть тысячи людей, которые абсолютно ничего не знают о судах, о законах и правилах их эксплуатации и об их инспектировании правительством Соединенных Штатов. С расчетом запугать этих людей кто-то распустил слух о том, что пароход „Истленд“ якобы не может считаться безопасным судном. К сожалению, мы не знаем, кто распространил столь нелепые слухи, но цель их нам ясна. Поэтому в качестве доказательства своей правоты и ради уважения к чувствам 400 тысяч человек, которые за последние четыре года получили удовольствие от прогулок на этом плавучем дворце (причем без единой неполадки), мы предлагаем обозначенную выше награду любому, кто представит нам морского инженера, кораблестроителя, судомеханика или любого другого специалиста, имеющего достаточную квалификацию, который выскажет свое мнение о качествах нашего корабля и заявит, что пароход „Истленд“ - не мореходное судно и не выдержит любой шторм, который может возникнуть как на озерах, так и в океане».

Однако никто за обещанной наградой не пришел. «Истленд» по-прежнему курсировал по Великим озерам. С момента постройки в 1903 году этот пароход считался на Великих озерах самым красивым, комфортабельным и быстроходным судном. Жители приозерных городов называли его «Королевой скорости». Это был экскурсионный пароход водоизмещением 1960 тонн, с очень острыми обводами подводной части корпуса. Несмотря на сравнительно небольшую мощность паровых машин (1300 лошадиных сил), он мог развивать ход до 22 узлов. Судостроительная верфь «Дженкс шипбилдинг компани» в Порт-Гурон, построившая «Истленд», очень им гордилась.

Пароход был приписан к порту Чикаго, откуда он совершал экскурсионные дневные рейсы к кедровому мысу на озере Мичиган или недельные плавания на озеро Эри. Затем портом его приписки стал Кливленд. «Истленд» пользовался особой популярностью у молодежи - на верхней палубе стоял паровой орган, под который во время плавания в хорошую погоду устраивались танцы. Об этом органе ходили легенды, говорили, что в тихую погоду звук его слышен за 5 миль.

В течение 1913 года владельцы «Истленда» продали на него 200 тысяч билетов. В следующем году пароход вернулся на озеро Мичиган. «Истлендом» командовал капитан Гарри Петерсен. Навигацию 1914 года он, как и все предыдущие, закончил без единого повреждения.

Летом 1915 года «Истленд» был зафрахтован для экскурсий по озеру Мичиган фирмой «Вестерн электрик компани».

В 7 часов утра, в субботу 24 июля, к причалу на реке Чикаго, где пришвартовался «Истленд», начали стекаться экскурсанты. В основном это были рабочие и служащие компании с детьми и друзьями. Почти все пассажиры несли с собой корзины с провизией для пикника.

Утро выдалось солнечным, под стать настроению экскурсантов. Отплытие было назначено на 7 часов 40 минут. Несмотря на ранний час, с верхней палубы неслись звуки регтайма, который виртуозно исполнял на паровом органе известный музыкант Мичигана.

Билет стоил всего 75 центов. Правление компании разрешило брать на пароход детей до десяти лет без билета. «Истленд» был рассчитан на перевозку в дневные часы тысячи человек. Капитан Петерсен нередко принимал на борт и полторы тысячи, если на этом настаивали владельцы. На этот раз было продано 2500 билетов. Вероятно, капитан Петерсен об этом не знал, так как счет пассажирам у сходней контролеры не вели. Конечно, капитан видел, что народу погрузилось на пароход намного больше, чем это было положено по норме, но он не прекратил посадку. Таким образом, на «Истленде» пассажиров оказалось на 300 человек больше, чем на «Титанике»…

«Истленд» стоял у причала реки Чикаго правым бортом, по носу у него был ошвартован паровой буксир, который должен был вывести его из реки на простор озера Мичиган. Прозвучал гудок, матросы парохода втянули сходни. Капитан стоял в дверях рулевой рубки и готов был отдать команду старшему механику Эриксену запускать машины.

Как только отдали кормовой прижимной конец, судно едва заметно дрогнуло и начало медленно валиться на левый борт. Сначала никто на это не обратил внимания. Однако крен с каждой секундой увеличивался. К краю левого борта по верхней палубе поехали скамьи и шезлонги, внизу и в салонах стала сдвигаться мебель, в буфетах поползли тяжелые ящики с заготовленным для напитков льдом. На верхней палубе закричала женщина, потом еще одна… «Истленд» кренился все больше, люди, теряя опору, начали скользить к левому борту. Тех экскурсантов, которые в этот момент находились под палубой в каютах, прижало к продольным переборкам, других (их было большинство), кто стояли на верхних палубах, сбило в кучи и придавило к поручням левого борта.

Когда крен достиг 30 градусов, страх перешел в панику. Сотни людей бросились с нижних палуб по трапам наверх. В проходах, коридорах и на лестницах началась давка. Повсюду раздавались крики, вопли, плач детей, слышался грохот срывающихся с мест шкафов, буфетов, звон бьющегося стекла. Сотни пассажиров остались в каютах и в коридорах нижних палуб. Почти все, кто находился наверху, были сброшены в воду. Некоторые сумели вовремя ухватиться за плававшие в воде скамейки, ящики, доски. В грязной воде реки Чикаго беспомощно бились люди, они цеплялись, кусали, царапали и топили друг друга.

«Истленд» продолжал валиться на левый борт. Прочные пеньковые швартовы, которые так и не успели отдать, натянулись, как струны, и вырвали из земли причальные тумбы и береговые кнехты. Наконец пароход опрокинулся на борт, накрыв сотни плававших на воде людей. Послышались грохот и шипение - это с фундамента сорвались паровые машины, и вода залила топки. Несколько минут река в этом месте была закрыта белой пеленой пара. Шипение пара и свист вырывающегося из внутренних помещений воздуха заглушали крики людей. «Истленд» лег левым бортом на дно реки. Прошло всего 6 минут… И только еще через 10 минут к месту катастрофы начали прибывать катера водной полиции и буксиры. К причалу примчались полицейские и пожарные машины. Но им оставалось только спасать тех, кто еще держался на воде.

Но настоящим героем стал Уильям Брайт - капитан парохода «Миссури». Увидев, что «Истленд» опрокинулся на борт, он взял такси и примчался на причал, где произошла катастрофа. Брайт не смог пробиться сквозь собравшуюся на набережной толпу, поэтому поднялся на второй этаж дома, стоявшего напротив причала. Из окна он видел, что сотни плавающих в воде людей не могут взобраться на скользкий борт лежавшего парохода. Среди них было много раненых и покалеченных. Люди тонули на глазах спасателей. Брайт высунулся из окна и крикнул полицейским: «Возьмите золу из топок трех буксиров и высыпьте ее на правую скулу „Истленда“!» После этого он позвонил на ближайшую ткацкую фабрику: «Срочно доставьте пятьдесят одеял туда, где лежит „Истленд“!» Зола и одеяла, расстеленные на скользком борту парохода, дали возможность многим вылезти из воды.

Спасательные работы длились недолго. Всем, кого вытаскивали на берег живыми, оказывали первую помощь или отправляли в госпиталь.

В Чикаго был объявлен траур. В течение многих дней трупы погибших вылавливали из реки и извлекали из опрокинутого корпуса «Истленда». Несколько сот мертвецов вытащили из парохода, когда ацетиленом прорезали его правый борт. Еще больше трупов нашли, когда судно поставили на ровный киль и откачали из него воду.

В официальной прессе США появилось сообщение, что катастрофа унесла жизнь 835 человек. Но это не соответствует действительности, так как указанная цифра была объявлена в Чикаго на третий день после катастрофы. Судно же было поднято спустя пять дней, и из него извлекли еще несколько сот трупов. Американский следственный врач из Чикаго заявил на пресс-конференции, что в городском морге он лично насчитал 1300 трупов. 25 июля 1915 года газеты города вышли под такими заголовками: «2100 утонуло, когда „Истленд“ опрокинулся у причала», «Судно имело повышенный центр тяжести и стало валиться еще на швартовах у причала», «Все предшествовавшие катастрофы не оканчивались таким числом жертв», «История „Истленда“ - это история ошибок и неудач».

Катастрофа «Истленда» - самая большая катастрофа в истории судоходства на Великих озерах, и не случайно американские историки называют это судно «Титаником» Великих озер.

Когда пароход подняли со дна реки, некоторое время не знали, что с ним делать. Наконец американцы решили переоборудовать его в учебное судно резерва военно-морского флота США, и под названием «Уилметт» оно прослужило до 1946 года.

Через двадцать лет после катастрофы американская пресса пролила некоторый свет на истинную причину гибели «Истленда». 7 августа 1935 года газета «Америкэн пресс» опубликовала следующее сообщение: «Сегодня Апелляционный суд США утвердил решение выездного суда о том, что фирма „Сен-Джозеф Чикаго стимшип компани“ - бывший владелец парохода „Истленд“, который затонул на реке Чикаго 24 июля 1915 года, - не ответственна за гибель людей в катастрофе. Суд считает, что судно было мореходным, но ответственность ложилась на механика, который по небрежности неправильно заполнил его балластные цистерны».

Чикаго с его небоскребами и портами всегда был важным центром, связывающим Великие озера с Миссисипи. Поколения людей строили этот первоклассный город, начиная с причалов, достижения которых прославляются в морском музее Чикаго. Здесь можно увидеть модели судов и ржавые якоря, но морское прошлое города окутано мрачными тайнами.

Среди множества экспонатов в морском музее Чикаго находится неприметный изношенный спасательный жилет, сделанный из пробки и ткани. На выцветшем и поврежденном годами предмете едва заметна надпись “SS Eastland”. Этот спасательный жилет служит напоминанием об ужасной трагедии в американской морской истории. Крушение корабля “Истлэнд” потрясла жителей Чикаго, собственно как и всю страну.

Ранним субботним утром 24 июля 1915 года служащие компании Western Electric вместе с семьями собрались на пирсе в центре Чикаго, чтобы совершить короткую морскую прогулку по озеру Мичиган к месту ежегодного пикника. На это морское путешествие было продано 7 тысяч билетов. Морской круиз все еще оставался лучшим выбором для экскурсий, несмотря на свежие воспоминания о трагедии Титаника, всего три года назад.

Компания арендовала шесть пассажирских судов, среди которых выделялся красивый белый пароход “SS Eastland” - гордость Великих озер. В 06:40 утра трапы были поданы, и толпы людей ринулись на корабли. Вскоре после 07:00 посадка закончилась, и трапы были убраны. Когда гости заполнили белоснежный лайнер, он внезапно потерял устойчивость и накренился на левый борт. Все предметы на борту покатились в левую сторону. Через 30 минут угол наклона судна достиг 30 градусов. Еще через несколько минут корабль лег на бок, все еще пришвартованный к пирсу.

Приветствие сменили крики ужаса. Пассажиры с верхней палубы полетели в воду, а некоторые в панике сами бросались в реку. Многие с трудом всплывали на поверхность, так как река Чикаго была изрядна замусорена. Для пойманных в ловушку пассажиров нижних палуб было только два выхода либо утонуть, либо быть раздавленными на смерть.

Власти города тут же организовали полномасштабную спасательную операцию. Барахтающимся в воде людям бросали спасательные жилеты. Из-за несовершенства костюмов водолазы с трудом поднимали тех, кого еще можно было спасти.

Трагедия судна “Истлэнд” унесла 844 жизни. Спустя неделю после катастрофы доставали тела. В моргах Чикаго целиком оказались 22 семьи. Они представляли 28 национальностей.

Возмущенная общественность немедленно потребовала ответ на вопрос - как могла произойти такая ужасная катастрофа с пришвартованным судном. Вскоре следственная группа полностью сняла обвинения с членов экипажа, и выявила ключевую конструкционную проблему.

Крушение корабля “SS Eastland” обязательно должно было произойти - это лишь вопрос времени. Дело в том, что судостроители решили построить быстроходное судно, поэтому еще при разработке проекта упор был сделан на скорость, а не остойчивость. В связи с этим у парохода был очень узкий киль, который должен как нож разрезать воду на большой скорости. Но это так же означало, что судно крайне неустойчиво и слишком высоко стоит в воде. После спуска на воду “Истлэнд” имел хорошие «стерлинговые» показатели безопасности, и в дальнейшем выполнял многочисленные рейсы без происшествий. Однако происшествие с легендарным , заставило переписать правила безопасности для таких пассажирских судов как “SS Eastland”.

Один из главных пунктов гласил - всем судам увеличить количество спасательных шлюпок. Построенный десятилетием ранее лайнер переоснастили без лишних затрат. На верхнюю палубу судна повесили дополнительные спасательные шлюпки, что прибавило сотни килограмм водоизмещения. Кроме того не были проведены ходовые испытания с полной нагрузкой. Поэтому, как только пассажиры стали подниматься на борт, начался обратный отчет. И самое обидное, что во время крушения корабля была использована только одна шлюпка!

Спустя год комиссия конгресса предложила более строгие правила устойчивости судов, чтобы ни одно судно не повторило печальную судьбу парохода “SS Eastland”. А спасательные жилеты до сих пор хранятся в морском музее Чикаго, напоминая о том, что уроки, усвоенные почти сто лет назад, по-прежнему важны сегодня.

© 2024 Туристический портал - Восход