Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Грузия: пещерный город Вардзия (Вардзиа). Уплисцихе — пещерный город в Грузии Пещерный город рядом с гори

Прекрасная Вардзия, Грузия… Страна сказочных горных пейзажей и такого свежего воздуха, что у вас закружится голова. Ваши глаза не будут разбегаться от разнообразия красок, но зато сердце будет переполнено волнением и предвкушением раскрытия древних тайн.

Незабываемый пещерный город Вардзия не сохранился таким, каким его задумывали создатели в XII веке, но, несомненно, свой неповторимый шарм это место имеет. И, углубляясь все дальше в этот каменный «термитник», нельзя не удивиться мастерству и терпению древних строителей.

История загадочной Вардзии

Вардзия - пещерный город, который выдолбили в светлых туфовых скалах. Его мать – гора Эрушети. Город находится на высоте 1300 м над уровнем моря. Грандиозный проект начали девять веков назад, в эпоху властвования царя Георгия III, а затем и его наследницы, более известной у нас царицы Тамары. Такую непосильную работу начали не просто из прихоти: город должен был стать убежищем в случае нападений неприятеля. Скалистый ландшафт играл на руку грузинам: крепость стала неприступной для врага. В пещерах Вардзии могли укрыться двадцать тысяч человек.



Пещерная комната

Кроме келий, где можно было жить, строители предусмотрели и кладовые комнаты, книгохранилища, часовенки, больница, винные погреба. Царица построила Храм Успения Пресвятой Богородицы. Однако уже в XIII веке (спустя примерно сто лет) землетрясение разрушило часть горного массива, укрывающего собой город, и с тех пор каменные лабиринты Вардзии оказались на поверхности. Прятаться здесь стало невозможно.



Колокольня

Но на этом неприятности не закончились. Очень уж полюбилось это место разным неприятелям. Сюда то и дело наведывались грабители, нападали на мирных жителей. В середине XVI века в Вардзии случился пожар, который нанес сильный урок архитектурному комплексу. Как ни странно, в пожаре был и свой плюс: копоть, которая плотно облепила росписи и фрески, помогла их сохранить в практически неизменном виде.

Пещерный город в Грузии, Вардзия, сейчас – действующий монастырь. Это в наши дни Вардзия находится у границы Грузии, а в давние времена это было сердце страны, здесь пролегала большая транспортная артерия. Когда Грузию захватила Османская империя, жизнь там остановилась. Говорят, турки даже сжигали монахов прямо в храме. Лишь спустя двести лет русские солдаты освободили город, и монастырь снова вдохнул полной грудью.

Где находится Вардзия и как сюда добраться?

Вардзия – дитя гор. Добираться сюда придется довольно долго из ближайших больших городов. Удобней всего ехать сюда на маршрутном такси из южного города Ахалцихе. Как добраться до Ахалцихе (ссылка).



Автостанция Ахалцихе

Из Ахалцихе у Вардзию автобусы отправляются 4 раза в день: первый в 10:30, далее в 12:20, 16:00 и последний в 17:30. Лучше всего отправляться первым рейсом, но он же и самый популярный – желающих посетить пещерные монастыри много – поэтому приходите к маршрутке заранее и занимайте место. К тому же, расписание может меняться, а автобусы задерживаться. Перед поездкой уточните все детали на автобусной станции. Билет стоит 5–7 лари, в дороге проведете около полутора часов.

Вардзия, как добраться самостоятельно из Тбилиси?

Из столицы Грузии добраться к пещерному городу трудней, ведь и расстояние между ними приличное, больше двухсот километров. Таксисты с радостью вас довезут, но удовольствие это будет не из дешевых, придется раскошелиться на сумму до 350 лари.

Прямых автобусных рейсов из Тбилиси до Вардзии нет. Лучше добраться до вышеуказанного Ахалцихе и уже оттуда отправляться в место назначения на маршрутке. Из столицы автобусы отправляются с автовокзала у станции метро Дидубе по мере заполнения.

Еще есть маршрут от Рустави до Вардзии. Его путь пролегает через столицу Грузии, но рассчитывать на него особенно не стоит, ведь шофер сворачивает к Тбилиси, только если есть свободные места. А их очень часто не бывает.

Как добраться из Боржоми в Вардзию?

Маршрутки прямые не ходят (опять же, только из Ахалцихе), зато есть хорошая дорога. На автомобиле, взятом напрокат, можно смело доехать. Сперва – вдоль Боржомского ущелья, где на живописных утесах раскинулись некогда величественные крепости, теперь по большей части ставшие жертвой разрушений. Затем пейзаж преображается, становится более пустынным. Обнаженные горы Грузии, не стесняясь, показывают всю свою красоту.

По приезду в Вардзию вы без труда найдете места для парковки, а также кафе с потрясающей грузинской кухней. Кстати, если вы планируете экскурсию вечером, то учитывайте, что из Вардзии последняя маршрутка отправляется в три часа дня. Назад придется добираться автостопом или брать такси. Неподалеку есть гестхаус. Тем, кто может прожить без удобств, разрешается поставить у подножия палатку.

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Что посмотреть?



Храм Успения Пресвятой Богородицы (справа)

Покорив длинную дорогу, можно увидеть вход в монастырь. В глубине для туристов открыты монашеские кельи, не все, лишь некоторые. За часовней вьются узкие коридорчики пещерного комплекса. Проходы находятся на разных уровнях, и между перепадами – самобытные каменные лестницы. Только вообразите: тринадцать этажей, которые связаны друг между другом запутанной системой проходов и коридоров.



Священослужитель Вардзии

Сейчас в монастыре Вардзии живут шесть священнослужителей, компанию им составляет кот. Кельи выглядят однообразно, но кроме них есть и комнаты с каменными лавочками, и кладовые с разнообразными углублениями. Смотровые площадки с лавочками открывают великолепный вид на горные пейзажи: тихая река Кура, равнодушные великаны-скалы, крепость Тмогви. Если приглядеться, можно рассмотреть границу Грузии с Турцией. Можно сходить к бассейнам с серной водой.



Храм внутри

Главной жемчужиной Вардзии, фото это подтверждают, стал храм Успения Пресвятой Богородицы. Он находится в сердце скалы, пройти к нему можно по нескольким коридорам. Алтарь и стены храма украшены старинными фресками. Все проходы внутри скалы подсвечиваются. На выходе бьет родник, можно попить и набрать воды.

Расписание и цены

Летом для туристов открыто больше возможностей. Зимой многие части монастыря закрывают – возможно, потому, что при холодной погоде и гололеде их посещение может быть опасным. Вообще, древний город Грузии открыт круглый год, с 9 до 19 часов.

Входной билет недорогой – взрослые заплатят 3 лари, дети – один. Группам делают скидки, если соберется больше десяти человек, каждый отдаст только по два лари. Посмотреть есть что, поэтому в среднем прогулка занимает три часа, или даже больше. Гид на месте тоже есть, заказать его услуги можно на ресепшене, стоит это 6 лари.

О названии чудо-города Грузии сложена легенда. В детстве царица Тамара гуляла по пещерам с дядей и немного заблудилась. Девушка крикнула: «Ак вар, дзия!», в переводе с грузинского это значит «Я тут, дядя!». Ничтоже сумняшеся, ее папа дал соответствующее имя пещерному городу.



Есть еще одна занятная история, с налетом мистики. Когда Вардзию только начинали строить, рабочие столкнулись с большой проблемой. Изначально планировалось начать работы у другой скалы, но камень был упрям. Он то не хотел поддаваться, то – напротив – излишне крошился. В общем, дело не шло. Уставшие строители оставили вечером весь инструмент у горы и отправились спать.

С утра, когда они вновь пришли к скале, инструментов на месте не оказалось. Нашли их возле соседней горы нетронутыми. На другой день все повторилось, и тогда люди поняли – это знак. Работы перенесли к новой скале, она-то и известна теперь как Вардзия.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Вардзия, Грузия – это поистине сказочное место. Пусть не такое фотогеничное, как солнечные пляжи с кокосовыми пальмами, но зато оно делится с вами своей историей. Живая легенда. Побывав здесь, вы никогда не забудете эти бесконечные таинственные коридоры, где, кажется, еще бродит призрак прекрасной Тамары…

Полезная информация также присутствует в интересном видео о путешествии к Вардзию.

Похожие записи:

В этом посте расскажу об одной популярной достопримечательности Грузии – пещерном городе Уплисцихе.

Всего на территории Грузии расположены три пещерных города – это Давид Гареджи, Уплисцихе и Вардзия. Проще всего добраться до Уплисцихе, этот пещерный город расположен примерно в 100 км от столицы Грузии – Тбилиси.

Как добраться до Уплисцихе

Если вы думаете, что можно посмотреть в окрестностях Тбилиси, то без сомнений отправляйтесь в Уплисцихе. Добраться до Уплисцихе не составит труда. Необходимо двигаться по дороге от Тбилиси в направлении Кутаиси. Дорога до Уплисцихе — это практически все время отличный высокоскоростной автобан, и лишь последние 12 км просто узкая ровная хорошая дорога.

Сначала нужно доехать до городка Гори, а после поворота на Гори через 12 км вы достигнете заветной цели.

Сколько стоит вход в Уплисцихе

Стоимость входного билета для взрослого — 5 лари

Стоимость входного билета для студентов и школьников — 1 лари

Стоимость аудиогида — 10 лари

Экскурсия с гидом на месте — 25 лари

Описание Уплисцихе и мои впечатления

Название Уплисцихе с грузинского переводится как «Божья крепость» или «Крепость Владыки», а сам город является одним из первых городов на территории Грузии, и возник он в конце 2-го начале 1-го тысячелетия до н.э.

Что же собой представляет Уплисцихе? Это комплекс пешер, высеченных в скале. В период своего расцвета территория Уплисцихе насчитывала более 700 пещер и других скальных сооружений, однако в наше время сохранились только около 150 из них. Здесь были построены жилые дома, общественные здания, храмы и другие объекты инфраструктуры: улицы, городские укрепления и ворота, туннель, колодцы и водостоки.

Уплисцихе за свою многовековую историю пережил несколько подъёмов и спадов, и является в настоящее время одним из важнейших исторических памятников грузинской культуры. Уплисцихе – это наслоение различных эпох.

Раньше Уплисцихе был храмовым городом и являлся главным культовым центром Восточно-Грузинского царства – Иберии. Город существовал в основном за счет пожертвований религиозного характера, также здесь занимались виноделием. Раньше здесь было много давилен, а также располагалось большое винохранилище.

Сейчас же на территории Уплисцихе можно наблюдать лишь вот такие интересные кувшины. Кто знает, быть может именно в них жители города в древние времена хранили вино.

После того, как в Грузии христианство стало государственной религией, начались противостояния, и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям. В ту пору многие постройки города были разрушены, а на месте языческих сооружений воздвигали христианские церкви.

Сейчас на территории Уплисцихе расположена небольшая церковь Уплисцули.

В 13-15 веках Уплисцихе был разрушен монгольскими набегами, полностью были разрушены крепостные стены, а леса, окружавшие город, были сожжены. После этого Уплисцихе перестал быть городом и потерял свою значимость. Пещерный город с тех пор стал использоваться как временное поселение и укрытие. Жители окончательно покинули скальный город в 19 веке.

Вот такие ландшафты можно увидеть забравшись на стены Уплисцихе в наши дни. Остается только представлять, что когда-то вся эта территория была покрыта лесами. Но даже такая, немного дикая и голая природа выглядит крайне фотогенично.

Уплисцихе расположен в сейсмически активном регионе, и в первой половине 20 века сильно пострадал от землетрясения. Очередное землетрясение, произошедшее в 2000 году, еще сильнее повредило некоторые строения Уплисцихе.

С середины 20 века Уплисцихе стал туристическим объектом, однако в настоящее время существует угроза дальнейшего разрушения строений, поскольку происходит постоянная эрозия песчаника.

А вообще, гулять по территории Уплисцихе весьма интересно, стоит только включить фантазию, и ты уже представляешь себя одним из местных жителей той эпохи.

В Уплисцихе особенно понравится детям, поскольку тут можно вдоволь полазить по камням и залезть практически в каждое помещение, только нужно быть довольно аккуратным, камни довольно скользкие.

Гуляя по Уплисцихе можно увидеть главную улицу, центральную площадь и несколько храмов, остатки стен, колодцев, какие-то хозяйственные помещения типа аптек и складов, давильни. Самым зрелищным помещением в Уплисцихе является храм царицы Тамары, но так вышло, что как раз фотографии главной достопримечательности Уплисцихе мы не сделали.

Хоть мы и не пользовались услугами гидов, но с этой ролью блестяще справился местный пес, названный нами Валерой. Валера стал нашим проводником и бодро сопровождал нас на всем протяжении осмотра Уплисцихе. Мы конечно ничего не поняли из его рассказа, ведь Валера как никак — грузинский пес, но было все равно весело.

Осмотр скального города Уплисцихе заканчивается спуском по небольшому туннелю в скале. Конечно этот туннель не такой живописный, как в скальном городе , однако тоже заслуживает внимания.

Посещением Уплисцихе мы остались довольны. Если вы будете отдыхать в окрестностях Тбилиси, обязательно туда съездите, поездка получится интересной, а главное, не утомительной.

  • Рекомендую посещать Уплисцихе в то время дня, когда еще (или уже) не жарко, поскольку комплекс находится на открытом пространстве и от солнца здесь практически негде укрыться.
  • Возьмите с собой воду, она здесь пригодится: жара и постоянные ступеньки могут сильно утомить.
  • Одевайте удобную обувь, лучше закрытую. В Уплисцихе вам постоянно придётся подниматься, а затем вновь спускаться по многочисленным ступенькам и переходам.
  • Не пожалейте денег и приобретите аудиогид, с этим устройством осмотр Уплисцихе станет более интересным. На территории комплекса расположено около 40 табличек, где можно остановиться и прослушать полезную информацию о конкретном объекте. Нам же оставалось лишь догадываться, для чего предназначалось то или иное помещение этого скального города.
  • Можно легко примкнуть к какой-нибудь экскурсионной группе и прослушать информацию абсолютно бесплатно. Уплисцихе – очень популярное место, и каждый день его посещают толпы как самостоятельных туристов, так и организованные группы, в том числе и русскоязычные.
  • Недалеко от парковки перед входом в Уплисцихе есть небольшая зона для отдыха. Там оборудованы места для пикника (столы и скамейки под навесом), где можно немного передохнуть после осмотра комплекса.

Сравнение Уплисцихе и Вардзии

Плюсы в пользу посещения Уплисцихе :

  • Близость расположения к столице Грузии – Тбилиси

В Уплисцихе можно съездить на один день, посмотреть пещерный город, а вечером вернуться обратно. Вардзия находится гораздо дальше и за один день съездить туда и вернуться обратно в Тбилиси у вас вряд ли получится

  • Уплисцихе – это уменьшенная копия Вардзии, и осмотр этого скального города мне показался менее утомительным

Плюсы в пользу посещения Вардзии

  • Вардзия – это самый большой скальный город на территории Грузии.

Вардзия считается самым зрелищным пещерным городом, а Уплисцихе – это уменьшенная копия Вардзии. Хотя постройки в этих двух городах практически идентичны.

  • В Вардзии лично меня сильно впечатлил длинный туннель, прорубленный в пещере, которым завершается осмотр скального комплекса. В Уплисцихе тоже есть туннель, но он гораздо менее зрелищный.
  • Местность, в которой расположен пещерный город Вардзия очень живописная, а дорога до Вардзии приятно порадует взор. Здесь ландшафт какой-то особенный и не похож ни на один из других регионов Грузии.

В завершение хочу отметить, что хоть Вардзия и считается самым зрелищным пещерным городом Грузии, Уплисцихе меня порадовал ничуть не меньше. Уплисцихе компактен и по-своему красив и привлекателен.

Уплисцихе - это древний 3000-летний пещерный город в скале недалеко от города Гори. Когда-то это был большой комплекс, включавший 700 пещер (сейчас сохранилось около 150), где жило 20 тысяч человек. Город был связан торговыми путями с другими древними государствами. Когда Тбилиси в 8-м веке захватили арабы, здесь была столица области Картли. Посмотрим городище.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Уплисцихе стал культовым языческим центром. Люди поклонялись женскому солнечному божеству, символом которого было колесо.

К 4 веку до н.э. Уплисцихе становится городом, постепенно расширяя границы. Город существовал за счёт различных пожертвований и религиозных даров. В конце 1 - начале 2 века н. э. в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений (храмы, общественные здания, дома). Религия в те времена представляла здесь пантеон грузинских языческих богов (боги земли, подземного мира, воды и др.). В честь многих божеств стояли храмы, занимавшие основную площадь города. Главный храм, храм Солнца, разрушили первые христиане после христианизации Грузии в 337 году н. э. После этого же события начались гонения на жрецов, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.

Позже Уплисцихе переходит из рук в руки. Грузинские цари, арабы, армяне, абхазские цари, сельджуки. После освобождения в 12-м веке Грузии от арабов, Уплисцихе стал угасать, а в 13 - 14 веках город был разрушен монголами и его роль постепенно сошла на нет.

1. Чтобы попасть в пещерный город на скалу, нужно подняться вот по такому тоннелю. Чувствуешь себя или поездом метро, или в глотке великана)
Когда-то это был тайный городской спуск к реке

2. До сих пор нет единого мнения, откуда пошло название. Известно, что оно очень древнее. По одной версии идёт от имени легендарного основателя Уплоса, сына основателя Мцхеты Мцхетоса, потомка Ноя. По другой - переводится как "Божья крепость"

4. Люди высекли в скалах множество различных сооружений. Тут и дома, и храмы, и общественные здания. В городе также были водостоки и колодцы, а от врагов он был укреплён стеной с воротами и рвом

5. Уплисцихе расположен на берегу Куры. Когда-то река текла ближе, прямо омывала скалу, но потом изменила русло, и на берегу возникло поселение. Оно просуществовало до 1960-х годов - до того, как археологи попросили власти переселить людей в соседние сёла

6. Жить в скалах было безопаснее от врагов. К тому же скалы рассматривались как символ могущества

7. Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в 2 этапа: сначала выдалбливали скальную породу, а затем происходила притирка камня к требуемой форме, что было похоже на создание скульптуры.
Потолок одного из храмов

8. Церковь Уплисцули (церковь Принца) 10-11 века. Построена на месте более древнего языческого храма

9. Приятная на вид, нравится её черепичная крыша

10. Справа виден Храм Маквлиани. Это самый крупный из сохранившихся языческих храмов. Другие были перестроены в церкви

11. Ещё один храм под церковью, так называемый "Длинный храм"

12. Часть городища и Кура вдалеке

13. Слева - остатки языческих жертвенников, которые использовались для жертвоприношений животных

15. Она же. Под современной решёткой находится одна из жертвенных ям для поклонения языческим божествам

16. Глядя на остатки города, не всегда понимаешь, где помещалось здесь столько народу и что это вообще бывший город

17. Интерьер одной из построек. Точно уже не скажу какой, но многие внутри выглядят похоже

18. Снова церковь Уплисцули

19. Между тем задул ветер, и погода резко стала портиться. С гор шли тучи

20. Похолодало. Было бы интересно спрятаться в одну из пещер и переждать в ней дождь, послушав, как он бы стучал о древние камни, но надо было успеть ещё в Мцхету. Поэтому мы пошли на выход

21. Уплисцихе стал приходить в упадок после монголов, что приходили сюда в 13-14 веках. Монголы не только нанесли городу сильный урон, разрушили стены (которые больше не восстанавливали), но и изменили ландшафт округи - леса, которые окружали Уплисцихе, были сожжены.
Позже Уплисцихе использовался как бункер - в случае прихода врагов местные укрывались в его пещерах. В начале 20-го века постройки пострадали от сильного землетрясения. Больше здесь никто не селился.

С 1950-х городище становится туристическим центром, здесь работают археологи. Небольшое землетрясение 2000 года повредило некоторые строения. Сейчас есть опасность повреждения комплекса из-за эрозии песчаника. Некоторые специалисты говорят о серьёзных разрушениях в течение следующих нескольких десятилетий, если не будут приняты меры по консервации трещин. Дело усложняет и то, что Уплисцихе находится в районе землетрясений

До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.

Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Туристический портал - Восход