Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Старое севастопольское шоссе ялта - севастополь. Южный берег Крыма

"Бездорожье для массового потребителя" - именно так можно назвать дорогу, по которой мы отправились в пятый базовый лагерь. Оттуда мы уедем в долину приведений Демержджи, а затем, по старой Бахчисарайской дороге до Куйбышево, предварительно заехав к горе Ай-Петри. В общем, мы углубляемся в центральную часть полуострова Крым. Позади остаются наиболее известные достопримечательности полуострова, впереди ждёт дикий Крым.

2. Поиски поляны для пятого лагеря привели нас в такое место, куда "искателей приключений" привозят в джип-туры, катают на подготовленных уазах. Хорошенько трясут во время езды по камням, чтоб каждый купивший билет на ЖИП-сафари осознал, что такое "крымское бездорожье", и понял, что не зря заплатила денежку за полученный адреналин.

3. Так вот. Под хмурые взгляды уазоводов, которые зарабатывают денежку на доставке туристов к водопаду Джур-Джур, мы въехали в ущелье Хапхал . Ехали неспеша, фотографировали красоты, объезжали камни, пока нас не догнал "заряженный" УАЗ - полный туристами. Догнал, погудел на радость туристам нам в спину, и уехал к водопаду.

4. Мы тем временем нашли прекрасную поляну для пятого лагеря (44.80506; 34.46464 ), между двух плато - Демерджи и Караби-Яйла.

Кстати, это практически единственное место в непосредственной близости к водопаду , где можно встать с палаткой. Плюс ко всему, рядом есть источник с пресной водой.

5. С поляны открываются прекрасные виды на границу плато Демерджи.

6. И на границу плато Караби-Яйла. На Караби сейчас скорее всего космические виды, и нулевая видимость - из-за этого космические виды открываются со стороны. Собственно, на Караби мы и держим путь.

7. Что касается водопада Джур-Джур, согласно википедии - это самый мощный водопад в Крыму: его средний расход воды составляет 270 литров в секунду.

Больше сказать про водопад особо нечего, кроме того, что тут к водителю нивы присосался клещ. Последнего, во время банных процедур со скрипом извлекли из Серёгиного тела. После чего отправились в долину привидений Демерджи.

8. Вообще, благодаря пейзажным фотографам - долина привидений Демерджи ассоциировалась у меня с дикими лошадями в кадре, на фоне красивых гор. И всю дорогу, пока ехал до долины привидений, где-то глубоко в душе переживал - "Какой-же из меня фотограф, если не привезу кадр лошадей на фоне Демерджи" (сарказм). И вот она удача.

Сфотографировать непарнокопытных на фоне туманной Демерджи - done.

9. Скорее всего, такая активность маленького, но гордого ишака объясняется тем, что он видит вокруг.

10. Да ещё в таких количествах.

11. А ещё, пока ехали в долину, заметил, как нам на хвост сел экипаж на MPS. Позже выяснилось, что тоже из Москвы, приехали искать приключения на пятую точку. И первый вопрос, который они мне задали - "Блин, где тут можно застрять? Нам сказали на Демерджи точно не проедем, поехали за вами в надежде застрять вместе - не застряли...".

Предложил им прорваться до урочища Джурла. =) После чего они перешли на всякий случай на одну волну с нашими рациями, и куда-то уехали. Больше мы их в рации не слышали.

12. "Для лучших мест на этой планете". Естественно речь идёт про НИВУ 4*4. Видите? А она есть.

13. Долго у Демерджи задерживаться не стали, точнее шквалистый ветер со снегом, вынудили нас отправиться дальше. Минуя прибрежные города отправились к самой красивой дороге Крыма.

14. Старая Бахчисарайская дорога. Несмотря на то, что на карте эта дорога выглядит как второстепенная, и перед въездом на перевал висят таблички - "перевал закрыт", каждый автопутешественник побывавший в Крыму должен увидеть эту дорогу своими глазами.

15. Местами дорога узкая. Слева гора, справа обрыв.

16. Десятки крутых поворотов, из-за которых время от времени вылетают встречные машины. И вдруг нива, со снегом на бампере. =o

На улице + 15.

17. На высоте 800 метров снега становится больше, открываются сумасшедшие виды. Приходится создавать аварийные ситуации, останавливаясь на перевале, для того, чтоб сделать кадр.

18. Поворот на 180 градусов, 300 метров и снова поворот, и ещё, и опять поворот на 180...

19. Проще говоря, весь перевал, это повороты. И затяжной подъём на высоту 1000 метров.

20. И чем выше - тем больше снега.

21. И ещё больше желания остановиться и поснимать красоту вокруг.

22. Промежуточный финиш. Подъём позади, впереди не менее эффектный спуск.

23. Но для начала прокатимся к Ай-Петри.

24. Вот и Ай-Петри, или точнее сказать её фрагмент. Кстати, высота Ай-Петри 1234 метра. 1 - 2 - 3 - 4 метра, очень легко запомнить.

25. С горы открывается вид на "игрушечную" Ялту, и огромное облако на горизонте, которое через 30 минут дойдёт до нас, и изменит пейзаж вокруг до неузнаваемости. Не верите, листайте ниже.

26. Ялта - как и Крым разнообразна. Вот например - пятизвёздочные отели.

27. Пансионаты времён СССР, некоторые из которых давно заброшены.

28. Частный сектор.

29. Эпическое пришествие того самого облака со стороны Чёрного моря. Разница с предыдущим кадром несколько минут.

30. Общий план - для наглядности.
Насколько эффектно это выглядит в живую - не передать.

31. И пейзаж, который изменился до неузнаваемости.

32. Спустя 15 минут снова солнце.

33. И спуск по старой Бахчисарайской дороге вниз. Опять головокружительные повороты, сумасшедшие виды вокруг, обрывы...

34. И буковый лес. Вообще, бук произрастает в горах - на высоте до 2300 м над уровнем моря. Поэтому, этот участок букового леса уникальный.

35. Обычный лес.

36. Обычный для старой Бахчисарайской дороги пейзаж.

37. И Большой Крымский каньон . Который мы не успели осмотреть. Точнее прогулялись буквально километр, и осознав, что пока не стемнело надо найти место под лагерь - поехали дальше.

39. В итоге, на то чтобы проехать примерно 70 километров у нас ушло 8 часов!

40. К закату нашли прекрасную дорожку уходящую в дремучий лес.

41. Где и поставили 5 лагерь.

42. С координат пятого лагеря пожалуй в следующий раз и начну.

Интернет-ресурс помогает рассказать о нашей стране и Крыме друг другу и вместе - всему миру. О наших памятниках с тысячелетней историей. О нашей удивительной и полной очарования природе. Об уголках, где никогда не ступала нога туриста. О Крыме и родном городе, который мы все так любим!

При подготовке материала использовался смартфон «Киевстар Spark». В последнее время стало популярным пользоваться скачиваемым мобильным контентом. Скачать на сенсорный телефон темы стало очень просто. Популярностью также пользуются игры и различные полезные программы.

Старое Севастопольское шоссе - редкий для Южного берега Крыма пример трассы, которая оказалась практически забытой после того, как появилась более удобная дорога. Как правило, любые пути-дорожки на побережье все равно используются, так как освоено оно достаточно основательно. А вот на старой Севастопольской трассе машину можно встретить очень редко, так как проходит она далеко от моря и не ведет практически ни к одному востребованному объекту.

Поэтому предлагаем вам совершить по ней пешеходную прогулку, что будет сделать совсем несложно, воспользовавшись некоторыми нашими советами.

Прежде всего, следует подумать об экипировке. Особое внимание уделите обуви - дело в том, что идти придется не по грунтовым тропам, а по асфальтированной дороге. Поэтому вместо, казалось бы, напрашивающихся жестких туристических ботинок лучше выберите кроссовки с пружинистой подошвой. Что касается остальной одежды, то гулять вам придется по вполне цивилизованной местности, поэтому следовать милитаризованному туристическому дресскоду вовсе не обязательно, хотя в вечернем платье все-таки будет не совсем удобно. Возьмите с собой что-нибудь попить (на весьма продолжительном отрезке пути воды не будет) и перекусить. Летом и зимой трасса представляет мало интереса, а вот весной и осенью будет на что посмотреть.

Старая Севастольская дорога проходит достаточно высоко над уровнем моря. Вызвано это тем, что ее строители не могли при помощи технологий своего времени решить две проблемы, а потому вынуждены были их обойти. Первая - гора Кошка над Симеизом. Строителям новой Севастопольской трассы пришлось «перебить хребет животному», сложенному из очень прочного известняка. Чуть дальше в сторону Севастополя находится еще одна гора, которая стояла на пути дорожных строителей - Дракон или Ай-Юри. С ней поступили «проще» - пробили единственный на Южном берегу Крыма автомобильный тоннель.

Пройти старое Севастопольское шоссе можно с двух сторон - от Алупки до Фороса, либо наоборот. Давайте предположим, что стартовать мы будем из Ялты, а потому логично было бы идти от Фороса к Алупке, то есть к точке отправления. Итак, нам нужно будет доехать до развилки, где есть поворот на Форос.

Впрочем, нам нужен не он, а уходящая в горы дорога к перевалу Байдарские ворота.

Оба ответвления находятся фактически друг против друга, поэтому можно ехать либо форосским автобусом, либо севастопольским. Форос - самый дальний поселок, входящий в так называемую Большую Ялту, и непосредственно от города он находится на расстоянии 42 километров. Интересно, что до Севастополя от Фороса ближе и некоторые местные жители предпочитают искать работу именно в городе-герое. Из Ялты ехать придется около часа, так что рекомендуем выезжать с утра.

Итак, мы доезжаем до Форосской развилки и отправляемся вверх по дороге, чтобы для начала посмотреть вблизи на один из самых знаменитых крымских храмов - расположенную на отвесной Красной скале церковь Воскресения Христова, которая, к слову, 4 октября 2012 года отмечает свое 120-летие. Построена она была на средства российского «чайного короля» Александра Кузнецова в честь чудесного спасения семьи Александра III в крушении поезда. В советское время храм использовался под производственные нужды, в том числе и как закусочная для туристов. Уже при независимой Украине судьбой необычной церкви занялся тогдашний Президент Леонид Кучма, и при его участии церковь отреставрировали, после чего она стала очень популярным туристическим и религиозным объектом. Нередко именно ее выбирают известные политики или деятели шоу-бизнеса для венчания. Идти до нее по дороге придется 4 километра. Правда, изначально дорога делает петлю и, пройдя 2 километра, вы окажется примерно над той точкой, откуда начали свой путь. Однако, искать короткие тропинки не рекомендуем, так как это все-таки горы и нередко они выводят на весьма крутые склоны.

Дорога к храму, как и положено любой горной трассе, весьма извилистая. Поэтому во время проведения знаменитой гонки Yalta Rally именно по старому Севастопольскому шоссе проходит один из этапов.

От церкви Воскресения Христова открывается шикарный вид на Форос и близлежайшие горы, хотя не менее впечатляюще выглядит сам храм на фоне побережья, снятый с дороги выше. В принципе, от церкви совсем недалеко до перевала Байдарские ворота и именно туда уходит старая дорога на Севастополь, но, полюбовавшись достопримечательностью, лучше повернем обратно, так как дорога предстоит весьма неблизкая.

Идти по трассе достаточно легко, так как она очень редко идет в гору, да и то под небольшим углом, а по большей части - ровная или потихоньку спускается под гору. Первым интересным объектом, который встретится на пути, точнее, он будет хорошо виден с трассы, будет тоннель, пробитый строителями новой и действующей севастопольской трассы в горе Дракон.

Он небольшой (примерно метров 50-70), но вокруг постоянно происходят не самые приятные геологические процессы, да и стены тоннеля со временем стали разрушаться.

В последние годы движение по нему одностороннее, то есть, сначала машины едут в Ялту, а потом наступает очередь тех, кто движется в обратном направлении. Кроме того, со стороны Ялты постоянно ведутся противооползневые работы. Не удалось выяснить точную дату его строительства, но есть сведения, что произошло это в начале 70-х годов прошлого века. Так что примерно с этого времени старое Севастопольское шоссе стало терять свое стратегическое значение.

Пройдя еще дальше, мы окажемся возле одной из самых древних крымских транспортных артерий - построенной древними римлянами дороги через перевал Шайтан-Мердвень, или Чертова лестница, связывавшей Южный берег Крыма с остальной его частью.

«Дорога» сейчас больше напоминает хорошо оборудованную тропу и идти по ней весьма несложно. Говорят, что Александр Сергеевич Пушкин лично преодолел этот перевал, держась за хвост осла.

Вообще-то даже для младших школьников не должно возникнуть проблем в преодолении одного из самых низких крымских перевалов. Подъем занимает от силы минут 20 и главное не забыть про обувь, хотя даже во вьетнамках пройти там можно запросто. Опять же есть сведения, что во время визита в Крым первой знаменитой туристки - Екатерины II - царственную особу не рискнули спускать на Южный берег, тогда практически дикий и не имевший дорог. Однако именно с этого перевала императрица оглядела новые российские приобретения и осталась в общем-то довольна. Объект этот заповедный и является памятником, так что вход платный, но зато вам предложат экскурсию и опять же не стоит забывать о том, что вы все-таки в горах, так что опытный провожатый не будет лишним. Впрочем, лучше не совмещать прогулку по шоссе и подъем на Шайтан-Мердвень, лучше сделать это в другой раз. Окрестные скалы, кстати, с удовольствием используют для тренировок скалолазы, так что не удивляйтесь, если увидите висящие на веревках или шагающих по отвесным скалам крошечные фигурки людей.

Ну, а мы идем дальше. Кстати, вскоре станет понятна причина, почему на шоссе практически не бывает машин. Несколько лет назад на него сошел крупный оползень, из-за которого там не то что проехать, ходить было опасно. Но сейчас дорога восстановлена, но опасность оползня остается, так что автомобилисты этот район не жалуют.

А для нас, пешеходов, это даже лучше. По пути нам встретятся два поселка - Оползневое и Голубой залив, через которые шоссе проходит насквозь и пережившие свои лучшие времена еще до появления новой трассы. Там есть магазины и можно пополнить запасы воды и еды. Кроме того, оттуда можно уехать на автобусе, если силы вас покинут или станет понятно, что по времени не успеете пройти все шоссе. Кроме того, есть немало ответвлений, уводящих от старого шоссе вниз к новому, так что в любой момент можно прервать прогулку и вернуться к цивилизации. Что же касается побережья, то за время пути мы пройдем сразу над несколькими населенными пунктами, некоторые из которых настолько невелики, что их сложно отличить от простого скопления жилых домов. Также в этом регионе расположено несколько крупных пансионатов и санаториев, которые хорошо видны сверху. Одни сохранили характерные черты советской курортной архитектуры, другие модернизированы, а третьи вообще построены в последние годы с нуля.

Пройдя Голубой залив, мы выходим на «хребет» горы Кошки.

Ее верхняя часть по-прежнему является закрытой для посещения и там расположены объекты военного назначения. Во время подготовки лунной программы Сергей Королев именно там решил испытывать луноходы, из-за чего пострадали древние захоронения, но научный прогресс тогда с прошлым не очень считался. Та часть горы, которая оказалась ниже новой трассы, является популярнейшим местом для посещения молодоженами, а также археологическим памятником. А еще там можно купить знаменитый «ялтинский» сладкий лук и именно регион Голубого залива, Оливы, Оползневого и Кацивели наиболее благоприятен для его произрастания. Если смотреть сверху, то справа от Кошки будет поселок Кацивели с Аквапарком и огромным телескопом (Крымская обсерватория), а слева - поселок Симеиз со стоящей в море скалой Дивой и самым средиземноморским микроклиматом на всем ЮБК. Из Симеиза, а, следовательно, и с шоссе над ним прекрасно видна самая знаменитая крымская гора Ай-Петри, которую по ошибке часто называют самой высокой на полуострове.

Попетляв по склону Кошки, мы выйдем на окраину Алупки и на пересечение двух «поколений» Севастопольского шоссе. Кстати, чтобы сесть на рейсовый автобус, придется пройти примерно 100 метров назад по новому шоссе. Если вы этого не сделаете, то следующая остановка будет аж в районе Кореиза через 10 километров. Дело в том, что автобусы просто так на трассе не останавливаются, а иметь такой бонус к прогулке по старому шоссе вам вряд ли захочется. Кстати, давайте посчитаем, сколько всего прошли. Итак, от перекрестка у Фороса до храма - 4 километра, еще 2 - обратная дорога к перекрестку, от которого уходим в сторону гор, а от него до Алупки - 22 километра. Итого - 28 километров. Вот почему отвлекаться на походы по Шайтан-Мердвеню лучше не стоит, и без него увидите массу интересного.

С глубокой древности вдоль Южного берега Крыма существовало несколько путей через Главную гряду Крымских гор. Многие тропы были проложены местными жителями, таврами и греками, а каменные дороги через перевал прокладывали римские легионеры.
«Via militaris» в Крыму соединяла второй половине I века н. э. два крупных римских гарнизона – Херсонес и крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, проходя вдоль побережья через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвень) в Байдарскую долину и далее через римскую крепость «Symbolum portus» Симбалон берегу Балаклавской гавани в Херсонес.


Перевал «Чёртова лестница» (Шайтан-мердвен) – это перевал над Гурзуфом, Василь-богаз у Ялты, Гаспра-богаз в районе горы Крестовой, Эски-богаз над Симеизом, Байдарский перевал. Однако самый замечательный среди них в природно-живописном отношении и самый короткий путь с Южного берега на плато Яйлы – это «Чёртова лестница». Главная гряда Крымских гор снижается в районе посёлка Мухалатка, образуя широкую выемку. Через неё и проходит тропа, ведущая через перевал на высоте 578 метров на северный склон горной цепи. Этой горной дорогой через перевал пользовались ещё римские легионеры, проложив дорогу из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор.

Староримская дорога — Спирады

Сейчас можно увидеть несколько участков старо-римской дороги, все они небольшие, но по ним можно проследить весь путь через перевал Шайтан-Мердвень, соединяющий предгорные районы с Южным берегом Крыма:
«Via militaris», начинается от села Календа (ныне село Подгорное) — Календская тропа идёт в сторону Чёрного моря через перевал «Чёртова лестница». (по-тат. Шайтан-Мердвен).
Второй участок «Via militaris» Мордвиновская дорога сохранился у села Орлиное
Третий участок «Via militaris» сохранился у села Родниковое , далее путь ведёт через урочище Карадагский лес в Байдарскую долину.
Из села Подгорного «Via militaris» прямиком шла на село Широкое римская дорога пересекала Байдарскую долину, потом поднималась на склон горы Симналых и далее вверх и вниз по невысоким горам, где крутые склоны преодолевают серпантинами, и приводила в село Морозовку. Дальше «Via militaris» шла по правому берегу реки Чёрной, по долине Кара-Коба, а оттуда в Херсонес Таврический.

Первые попытки Римской империи, предпринятые в начале 40-х годов I века, взять под контроль Боспорское царство окончились неудачей. В 60-х годах I века греческий Херсонес сам обратился за помощью к Риму , так как не мог самостоятельно защитить город и дать отпор скифам. Римская империя воспользовалась ситуацией для укрепления своего влияния в Тавриде и Причерноморье.


Римский военный гарнизон возглавил легат Мёзии Тиберий Плавтий Сильван, командовавший XI Клавдиевым, I Италийским, V Македонским легионами и 40 кораблями Раввенской эскадры, которые обосновались в Карантинной бухте.


Кроме Херсонеса форпоста римской армии в Крыму, для контроля над обширными территориями Тавриды было решено построить еще одну военную крепость. Выбор пал на бывшую военную крепость тавров на мысе Ай-Тодор , римская крепость была названа Харакс , и возведены новые укрепления.
Связь между римскими крепостями осуществлялась по морю, но этого пути было явно недостаточно из-за частых морских штормов и ураганов, часто бушевавших на Черном море осенью и зимой. Солдаты римского гарнизона взялись за строительство надёжной в любую погоду сухопутной дороги.

Староримская дорога — Спирады

Во многих местах старо-римской дороги сохранились насыпи, подпорные стенки – «крепиды» — характерные технологии строительства римских дорог в горной местности.
Старо-римская дорога была самой короткой дорогой, соединяла морское побережье с долинам Тавриды. Не только римляне пользовались римской дорогой, но и местные жители тавры, греки и скифы. Римские легионеры не раз вступали в бой с обитателями Тавриды, местные жители яростно сопротивлялись римлянам и часто устраивали на дороге засады и нападения.

В 240-х годах н. э. Римские легионеры покинули крепость Харакс, а старая римская дорога осталась в Крыму. Календской тропой и сегодня можно пройти, а ведь, по ней шагали римские легионеры 1775 лет назад.

Местами по пути следования римской «Via militaris» можно увидеть и добротную булыжную мостовую, но это уже заслуга жителей Байдарской долины, которые сотни лет поддерживали дорогу в надлежащем состоянии, и взамен были освобождены от уплаты налогов.

Календская тропа столетиями использовалась как дорога для вьючных животных, переносящих грузы. Календная тропа кое-где вымощена добротными булыжниками, идёт на подъём, петляя по густому лесу, периодически выходит к обрыву на Чертовой лестнице.
Глубокие колеи от колес повозок, тысячу лет врезавшиеся в скальную поверхность старо-римской дороги лучше всего видны на яйле до Кильсе-Бурун. На тропе, среди камней можно найти осколки древнегреческой керамики относящейся к I веку нашей эры и осколки средневековой керамики.

Исследователи Календской тропы не сомневаются, что сам путь существовал на яйле Кильсе-Бурун и до прихода римлян в Тавриду, однако легионеры укрепили горную тропу «варваров» и проложили по ней настоящую дорогу и обеспечили её охрану. Римские стражи дорог - бенефицарии, следили за передвижениями по римской дороге и предупреждали римский гарнизон о засаде и опасности столкновений с воинственными таврами.

Староримская дорога — Спирады

Топонимика названия
Как переводится топоним Календа? Календа, от корня слова кала – kāla – коло, круг жизни, момент времени, пространство, время-календарь, вечный круговорот жизни. Большинство древних календарей круглые и имеют форму круга, колеса.
Для защиты дорог в Таврии строили крепости в начале Календской тропы, и на южной стороне Чертовой лестницы. Высокие стены крепости замыкались по кругу, потому и крепости назывались — «кале». Крепость в Крыму Ени-Кале, город во Франции Кале в проливе Па-Де-Кале.
Некоторые исследователи считают, что название села Календа относится ко времени пребывания римлян в Крыму, когда основной базой войск и флота в I веке н. э. был для римских легионеров греческий Херсонес.
В 1820 г. по старой римской дороге по «Чёртовой лестнице» поднимался А.С.Пушкин со своими спутниками, направляясь в Георгиевский монастырь, что близ Севастополя.
Подробнее: http://italia-ru.com/page/dorogi-drevnego-rima

Сегодняшний наш маршрут пройдёт по одной-единственной - Старой севастопольской дороге, но не охватит всей её протяжённости, а заключит тот её отрезок, который вполне по силам преодолеть за шесть-семь часов, учитывая, что дорога будет ровная, асфальтированная и без подъёмов. Мы поднимемся от Фороса до Байдарских ворот, потом, вернувшись немного назад, и отправимся на восток по шоссе. Перед нашим взором проплывут такие населённые пункты, как Форос , Меллас, Кастрополь, Парковое, Понизовка, Кацивели , а через Оползневое и Голубой залив мы пройдём непосредственно. Из последнего населённого пункта мы спустимся на новую трассу Ялта - Севастополь (Южнобережное шоссе).

Вариантов начала пути по Старой севастопольской дороге много. Я предлагаю начать от Фороса по двум причинам. Во-первых, ровная асфальтированная дорога, по которой вы поднимитесь к шоссе. Во-вторых, самые красивые отрезки его - от Фороса до посёлка Голубой залив, дальше шоссе ныряет в Алупку. Таким образом, у вас есть возможность увидеть этот бесподобной прелести участок.

Схема маршрута:

Итак, начнём. Не составит труда добраться до Фороса , точнее - до остановки на основной трассе. Не затруднит и отыскать дорогу, поднимающуюся от неё вверх к церкви. Дорога ровная, без резких подъёмов.

Сделав большую петлю на восток, она вскоре повернёт на запад. Дорога проходит очень близко к скалам, которые впечатляют.

Форос остался внизу, его хорошо видно отовсюду.

Скоро мы увидим Форосскую церковь , но зайдём в неё на обратном пути с Байдарского перевала.

Вид на Форосскую церковь со
Старой севастопольской дороги

в районе Форосской церкви

А до последнего идти совсем немного. Вы не пропустите этот знаменитый перевал, ведь его венчают не менее знаменитые Байдарские ворота. Этот памятник был построен ялтинским архитектором Карлом Эшлиманом к окончанию строительства шоссе Севастополь - Ялта, длившегося с 1837 по 1848 годы по распоряжению тогдашнего генерал-губернатора Таврической губернии, а значит, и Крыма в том числе , Воронцова. Колонны на стороне портика, обращенного к морю, позволяют назвать это сооружение пропилеями, наиболее известные примеры которых можно найти в древнегреческом зодчестве. Когда проезжаешь Байдарские ворота, на ум приходят строчки из стихотворения Маяковского «Севастополь - Ялта»:

И вдруг вопьешься,
любовью залив
и душу,
и тело,
и рот.

Так разом
встают
облака и залив
в разрыве
Байдарских ворот.

И сразу
дорога
нудней и нудней,
в туннель,
тормозами тужась.

Вот куча камня,
и церковь над ней —
ужасом
всех супружеств.

И снова
почти
о скалы скулой,
с боков
побелелой глядит.

За воротами небольшой базарчик с сувенирами и провизией. Можете забраться непосредственно на Байдарские ворота, там есть смотровая площадка, откуда открывается панорама на Байдарскую долину и посёлок Форос. Кстати, высота этого места - 503 метра над уровнем моря по одним данным, по другим - 527. Рядом - известный ресторан «Шалаш» , до революции здесь была гостиница и постовая станция. Перевал окружён со всех сторон лесом.

Памятник архитектуры Байдарские ворота
на Байдарском перевале
Вид с горы Форос
на Байдарский перевал

От Байдарского перевала возвращаемся к Форосской церкви. Можете посетить её или посидеть в тени на территории. Тут же можно прикупить провизию в киосках перед церковью.

Дорога идёт дальше, сделав одну петлю, на восток. Вы идёте в ощутимой близости от поднимающихся стенами гор. И так будет до самого перевала Шайтан-Мердвен , после которого дорога понемногу будет отступать от горного массива.

Ещё находясь на уровне посёлка Меллас , вы заметите красивейшую вершину этих мест Мердвен-Каясы. Как раз перед ней и находится знаменитый перевал Шайтан-Мердвен.

Наиболее близко шоссе подойдёт к горам возле того места, где в него вливается асфальтированная дорога из Оливы. По этой дороге можно комфортно спуститься на новое шоссе (Южнобережное шоссе) в случае необходимости.

Дорога из Оливы вливается
в Старую севастопольскую дорогу
Старая севастопольская дорога
в районе Оливы

Продолжаем свой путь. Примерно через километр от развилки вы увидите деревянный вход на перевал. Если вы таки решитесь на него подняться, Шайтан-Мердвен вознаградит вас прекрасными видами, в числе прочего с него будет видна Старая севастопольская дорога. Тем более что подъём не займёт более получаса времени.

Старая севастопольская дорога подходит
к перевалу Шайтан-Мердвен
Вид на Старую севастопольскую дорогу
с перевала Шайтан-Мердвен

Неожиданностью будет выглядеть дверной проём под скалой, видимо технического назначения, приятным сюрпризом - украшения обочины шоссе.

Техническое помещение под скалой на
Старой севастопольской дороге

в районе Фороса

Лес через некоторое время расступится, дорога станет открытой, горы по-прежнему проплывают вдоль нашего маршрута. Нет, зачехлить фотоаппарат не удастся.

На старой севастопольской дороге
в районе Шайтан-Мердвен
Старая севастопольская дорога
в районе Кастрополя

На участке дороги между Кастрополем и Оползневым заметны следы обвалов. Особенно это бросается в глаза в районе посёлка Парковое . Самый крупный камнепад, оставивший после себя дурную память и сделавший поколение местных жителей осторожнее, произошёл в конце 18-го столетия. Тогда посёлок, ещё носивший название Кучук-Кой, на пару со своим соседом Кикинеизом (ныне Оползневое) сильно пострадал от гигантского оползня. Отныне основная часть Паркового находится ниже. Землетрясение 1927 года тоже внесло свою лепту в образование каменных нагромождений вдоль дороги. Над Парковым эти нагромождения особенно велики, их собирательное название - Кучук-Койский каменный хаос.

Оползнеопасный участок
в районе Паркового
Старая севастопольская дорога
в районе Паркового

Иногда, гуляя по Старому севастопольскому шоссе, обнаружишь в довольно гладкой поверхности дорожного полотна выемку, явно оставленную упавшим камнем, а то и целый валун, прикатившийся с горного склона.

И Паркового склоны над дорогой недавно хорошо укрепили.

Открытая местность позволяет без помех рассматривать окрестности. Как на ладони видно Парковое или, как его ещё называют, Береговое (именно Береговое было присоединено к посёлку городского типа Парковое в 70-е годы прошлого столетия). Кстати, в районе Паркового есть два спуска с шоссе, первый на Кастрополь, второй - собственно на Парковое.

От последнего поворота до Оползневого менее часа ходьбы. Не доходя до села можно увидеть тропку, резко уходящую вверх. Она приведёт на туристический маршрут Керезла , который выводит желающих на Ай-Петринскую яйлу в районе горы Морчека . Мы же входим в село.

Часть его расположено выше, часть - ниже трассы, а третья часть - вообще в получасе ходьбы восточнее. Село довольно тихое, есть магазин, где можно пополнить запасы, здесь неизменно продают хороший ялтинский лук. С восточного края села уходит тропа через виноградники на гору Биюк-Исар, от которой начинается тропа Эски-Богаз , выводящая на яйлу. Об Оползневом в дневниках упоминали Пушкин и Грибоедов, и немудрено, ведь тут находилась ямская станция, где меняли лошадей перед переходом через Шайтан-Мердвен - до землетрясения он был вполне проходим и для людей, и для животных.

В районе Байдарского перевала и Форосской церкви вас наверняка смутит обилие транспорта, двигающегося в обоих направлениях. Однако они пользуются для спуска дорогой на Форос, и дальше по старому шоссе не идут. На участке от Фороса до Оползневого вы рискуете не видеть автомобили вовсе. И это очень приятно. Пустынная и открытая местность, цивилизация вроде бы и недалеко, но ни звук не проникает во владения старого шоссе. В районе Оползневого чуть чаще можно встретить машину. Всё дело в том, что это село, как и Голубой залив питаются от этой транспортной артерии. Возможно, поэтому они столь тихи и уютны.

«Все дороги ведут в Рим» — этот крылатизм применим к территориям, входившим в одноименную империю. Когда-то частью Pax Romana стали и земли греческих полисов. Как известно, многие из них находились в Крыму. Римская дорога есть и на этом полуострове. Ее средняя часть раскинулась в известной Байдарской долине, по которой пробираются в не менее популярную у «дикарей» . Финиширует достопримечательность в Херсонесе – под .

Где расположен объект в Крыму?

На карте Крыма Римская дорога (середина) — едва заметная линия, проходящая в 900 м от Родниковского и Подгорного. Она соединяет два природных урочища – (высота «точки переброса» за «Чертову лестницу» — 578 м) и Байдарский каньон (на одном из участков которого начинается охраняемый участок).

Дорога на карте Крыма

История Календской тропы

Древнеримская коммуникация уходит корнями в I век до нашей эры. Она соединяла стратегические центры еще греческого мира – Харакс («обнесенное частоколом место») и Херсонес («малый полуостров»). Между полисами в древности велась оживленная торговля, проводились делегации и сборы, связанные с союзничеством.

В эпоху завоеваний Рима старая, едва заметная «трасса» превращается в римский тракт – мощеную булыжником магистраль. Здесь шагали легионеры, их маркитанты с обозами, пленные дикари и стада блеющих военных «трофеев». Обусловлено это тем, что в шторм нельзя было плыть морем.

Свое название Календская тропа в Крыму получила в Средневековье. Языковеды уверены, что оно состоит из двух тюркских слов – «кале» и «энды» («крепость спускается»). Дело в том, что маршрут, о котором идет речь, «наложен» на довольно сложный рельеф.

В эпоху русско-турецких войн старая римская дорога использовалась как османами, так и русскими. изменило географию некоторых ее участков – подъем на гребень стал намного труднее. В «украинское», а затем и «российское» время тракт стал памятником истории, надежно охраняющимся государством. Добыча булыжника, а также любые вандальные действия в «археологическом парке» запрещены.

Почему туристы посещают Римскую дорогу?

Римская дорога в Крыму – часть транспортной коммуникации, позволявшая латинским легионам быстро добираться из одного центра юго-западной Тавриды в другой (через ее горную часть). Via Militaris нужна была, чтобы усмирять непокорные ираноязычные племена. Они обитали на полуострове уже несколько веков и считали римлян захватчиками. С помощью тракта можно было также закупаться товарами у греческих торговцев.

11-километровый фрагмент «Байдарское ущелье – Балаклава» преодолевают за 3-4 часа. Его средняя ширина – 2-3 м. Весь же путь легче описать языком географов. Путешественник поднимается (от Ай-Тодора) на Ай-Петринскую яйлу, далее еще выше – к перевалу Шайтан-Мердвен. Затем он спускается в (совсем недалеко от Скельской пещеры). Отсюда есть несколько «рукавов» «трассы»,
ведущих уже до самого Херсонеса (местные их знают).

Полная экскурсия начинается с подъезда к Хараксу – крупнейшей крымской крепости латинян. Руины видны на вершине (здесь заметен останец двух рядов стен, упирающихся на юге в обрыв). Стенд-указатель имеется. Историки считают, что данный бастион построила Мезийская эскадра моряков – при Веспасиане она основала базу, защищавшую (с войсками Херсонеса и Симболона) все юго-западное побережье.

Участок указанного пути проходил через Симболон Лимен (часть Балаклавской бухты). Город был единственным портом на маршруте, поэтому играл важную роль. Римский булыжник можно увидеть вокруг – наследницы римских укреплений. Наконец, проход, приближающий любопытного отпускника к знаменитому Херсонесу, примечателен конкретными экспонатами. Даже сейчас здесь можно найти следы античной архитектуры, к примеру, собранные по кусочкам базисы колонн и цоколи трактиров.

Как добраться до дороги-музея?

Самый удобный путь к Календской тропе в Крыму лежит из Скельской пещеры, к ее недрам гостей Севастополя и часто доставляют туристическими автобусами. 200 м вполне сносного подъема перенесут вас к самой сердцевине старого тракта. Хотите проехать на своей машине? Приезжайте к Родниковскому или Подгорному. Местные покажут дальнейшую схему движения, указав приоритетные ориентиры на местности.

Проще ориентируетесь на карте? Вот маршрут, по которому можно добраться до Римской дороги:

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Подгорное, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.451944, 33.827778.

Римский тракт «Харакс – Херсонес» осуществлял функции сообщения двух важных форпостов Рима. Благодаря своевременной переброске военных сил имперскую власть над аборигенами удавалось сохранять веками. Маршрут интересен для любителей древней истории и местного краеведения, а также фанатов фотосессий – на фоне руин и скал. Их фото и отзывы можно в огромном множестве найти на туристических сайтах и в блогах, в том числе и на нашей страничке.

© 2024 Туристический портал - Восход