Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Запретное королевство мустанг. Королевство Мустанг — загадочная страна Гималаев

Программа

30 мин
1 Прибытие в Катманду 1300 m
2 Перелет в Покхару 800 m
3 Перелет в Джомсом трек в Кагбени 2720 m 2900 m 20 мин З,5 ч
4 Чусанг 3200 m 6 ч
5 Самар
6 Гилинг 3510 m 6-7 ч
7 Гами
8 Тсаранг 3650 m 7-8 ч
9 Ло Мантанг 3730 m 7-8 ч
10 Ло Мантанг. Окрестности
11 Ло Мантанг - Муктинат (переезд на джипе) 3750 m 8-10 ч
12 Джомсом 2720 m 4-5 ч
13 Перелет в Покхару и далее перелет в Катманду
14 Вылет из Непала

Тайны древнего Королевства Ло

Путешествие в Мустанг или Ло - королевство внутри королевства - это одно из наиболее захватывающих и мистических приключений в Непале. Мустанг расположен на северо-западе Непала севернее массивов Аннапурны и Дхаулагири, на границе с Тибетом. До 1991 года Мустанг был закрыт для посещения туристов, только получив персональное разрешение (благословение) Далай Ламы и Короля Непала, можно было посетить эту скрытую от посторонних глаз святыню буддизма. В настоящее время в оазисе Ло проживает около 8000 человек, охраняющих тайны древних манускриптов, в которых есть указания на приход Будды Майтрейи. Столица королевства находится на высокогорном плато (около 4000м), скрытом за семью перевалами, горными реками и глубокими ущельями.


Достопримечательности

  • Столица Непала — Катманду
  • Покхара — город на берегу озера Фева
  • Священный Муктинат — храм пяти стихий
  • Королевство Мустанг
  • Массивы Аннапурн и Даулгири
  • Действующие монастыри

В стоимость включено:

  • встреча в аэропорту Катманду
  • проживание в Катманду и Покхаре двухместное -
    3 ночи, завтрак
  • оформление пермита в верхний Мустанг
  • оформление входа в Национальный парк Аннапурна
  • авиа билеты Катманду - Покхара - Катманду
  • авиа билет Покхара - Джомсом - Покхара
  • сопровождение англоговорящего гида по маршруту
  • портеры из расчета 1 портер на 2 туристов (можно сдать по 10 кг)
  • переезд Ло Мантанг - Муктинат

В стоимость не включено:

  • въездная виза в Непал
  • проживание в лоджиях по маршруту
  • персональные расходы
  • питание по всему маршруту
  • входные билеты в монастыри и гомпы
  • фото и видеосъемка
  • персональная страховка
  • любые непредвиденные расходы
    связанные с обстоятельствами форс-мажор

Маршрут может быть организован для индивидуальных групп от 2 участников.

В случае экстренной необходимости маршрут может быть изменен. Ответственным за любые изменения является гид, сопровождающий группу.

Все отклонения от маршрута без санкции гида
и Royal Mountain Travel оплачиваются туристами



Трек в верхний Мустанг

День 1. Покхара - Джомсом - Кагбени

Первый день вашего путешествия начинается захватывающим полетом из Покхары в Джомсом - 18-ти местный самолет в течение 20 минут преодолевает расстояние почти в 160 км, пролетая по ущелью реки Кали Гандаки между массивами двух величественных восьмитысячников – Аннапурна 8091 м и Дхаулагири 8157 м. Набор высоты от Покхары почти 2000м, поэтому стоит отдохнуть и выпить крепкого сладкого чая в Джомсоме, прежде чем начать трек к деревне Кагбени. Переход в Кагбени займет 2.5-3 ч по правому берегу вверх по течению реки Кали Гандаки. Деревня расположена на высоте 2850 м. у места впадения в Кали-Гандаки реки Джонг-Кхола, в небольшом зелёном «оазисе». Население деревни менее 1000 человек. В прошлом Кагбени имела важное стратегическое значение, являясь пропускным пунктом в Верхний Мустанг. Через Кагбени шла торговая дорога, соединяющая Индию с Тибетом. Деревня строилась как укреплённый населённый пункт, до наших дней сохранился возвышающийся в центре Кагбени форт Каг - Кхар. При входе в деревню мы видим две скульптуры мужчины и женщины – это Кхени, пожиратели духов, относящиеся к религии Бон, оберегающие деревню от злых духов. В центре деревни Гомпа Каг-Чоде-Туптен-Сампхел-Линг - буддистский монастырь, основанный в 1429 году. Кагбени - граница района Верхний Мустанг и здесь на чек посту регистрируют специальные пермиты в Ло Мантанг.


День 2. Кагбени - Чусанг

Если ваш рейс из Покхары был отменен и вы провели первую ночь в Джомсоме, то советуем выйти как можно раньше, чтобы избежать сильного ветра и особенно пыли, которые будут сопровождать вас на всем переходе от Джомсома в Кагбени и далее до Чусанга. После остановки на чай и регистрацию пермитов в Кагбени мы входим на территорию «королевства Мустанг». Первая деревушка на нашем пути - Тангбе (Tangbe 3060 м) расположена чуть ниже основной трекинговой тропы, но спуститься по узким улочкам до древних Чортенов непременно стоит. Полуразрушенный древний форт напоминает о былом величии этого поселения, бывшего основным торговым пунктом на “соляном” пути из Индии в Тибет, до сих пор здесь сохранились древние соляные копи. Многочисленное когда-то население Тангбе имело свой язык serke - что в переводе означает золотой язык, свою национальную одежду, украшения и культурные традиции. В настоящее время большинство жителей деревни переехали в Джомсом, Покхару или Катманду, так что деревня почти опустела, только трехцветные Чортены по –прежнему указывают путь. Переход от Кагбени до Тонгбе занимает около 2 часов по проезжей грунтовой дороге вместе с джипами. Еще через 30-40 минут мы прибываем в деревню Чусанг (Chhusang 2980 м) на слиянии Кали гандаки и Наршинг Кола. Здесь впервые мы видим причудливые многоцветные скальные образования с многочисленными древними пещерными поселениями. Красно-кирпичные оттенки сменяются терракотовыми и переходят в серебристо-серые, как будто луна и солнце оставили свои следы на отвесных скалах. Рекомендуем остановиться на ночь в самой южной части поселка - деревне Брака (Braga) в одноименном гестхаусе с горячей водой и современными удобствами.


День 3. Чусанг - Самар

Рано утром выходим из Чусанга по берегу Кали гандаки и через 30-40 минут наконец переходим на противоположный берег к поселку Челе. Река в этом месте совсем узкая и протекает под скальным сводом, изумрудно-голубой поток, вырвавшись из скалы разливается на многочисленные ветки, создавая причудливую сеть сверкающих нитей на высохшем древнем русле. От моста тропа идет круто вверх по песчаному склону к Челе (Chele 3050 м), здесь стоит передохнуть перед переходом в Самар (Samar 3660 м). От Челе начинается плавный подъем, тропа уходит от проезжей дороги к ущелью реки Gyakar и продолжается по отвесному карнизу с захватывающими дух панорамами до перевала Dajori La 3735 м. Общая продолжительность перехода в этот день 5-6 часов.


День 4. Самар - Гилинг

Из Самара идем по старой пешеходной тропе, поднимаемся на перевал 3760 м с видом на вершину Нилгири и массив Аннапурн и снова спускаемся вниз к реке, к пещере Chungsi, где медитировал Гугу Падмасамбхава на пути в Тибет. Этот участок пути занимает около 3.5-4 часов. От реки тропа ведет к селению Сьянгбоче и соединяется с проезжей дорогой. Поднимаемся к перевалу Syangboche La 3850 м и примерно через час спускаемся в Гилинг (Ghiling 3570 м) Переход в общей сложности 5-6 часов. Поселок Гилинг достаточно крупный по местным меркам, с древней Гомпой и чортенами на склоне холма, искусственным водоемом, яблоневыми садами, тополиной рощей и ярусами возделанных полей.


День 5. Гилинг - Гами

Переход Гилинг - Гами занимает 4-5 часов и идет все время параллельно проезжей дороге по серпантину к перевалу 4100 м и также по серпантину вниз до 3520 м, поэтому мы предпочли проехать его на джипе (1 час, цена 4000 рупий) а оставшееся время посвятить отдыху и свежеиспеченному яблочному пирогу.


День 6. Гами - Тсаранг

В этот день нас ждет посещение пещерного города в красных скалах у деревни Дакмар (Dhakmar 3820 м) подъем на перевал Mui La 4210 м, трек по плато к самой древней гомпе Ghar Gompa. Приходим в Ло Гхекар, что значит "чистая добродетель радости». Ло Гхекар или Гар Гомпа, основана в 8 веке, это старейшая гомпа в Непале. Она принадлежит линии Нингмапа и связана с гомпой, основанной Гуру Падмасабхавой в Самье (первый монастырь нингмапа). Внутри монастыря старинные фрески, рядом с монастырем чудесно вырезанные и окрашенные камни «мани». Комплекс дополняет череда массивных чортенов, выполненных в уникальном стиле.

История Ло-Гекар связана с историей старешего в Тибете монастыря Самье. По легенде, строительству монастыря Самье мешали демоны. Каждую ночь они разрушали то, что было построено людьми за день. Главе строящегося монастыря приснился сон, что Гуру Римпоче - великий йогин Индии, мог бы помочь со строительством. Он пригласил Гуру Римпоче в Тибет. Гуру Римпоче согласился защитить строительство монастыря, но объяснил, что прежде чем будет построен Самье, должен быть основан другой монастырь. По пути в Тибет Гуру Римпоче сразился с демонами и на месте сражения была основана Гомпа «Ло Гекар», после чего был построен знаменитый Самье. Таким образом, Ло Гекар, условно, можно назвать первым монастырем линии Нингмапа. С местом связано множество мистических легенд.

Путь в Тсаранг: Тропа спускается к реке, затем идет вверх на небольшое плато. Идете мимо стены длиной 300 метров, сложенной из камней «мани», поднимаетесь на перевал и спускаетесь по пологой тропе в Тсаранг. Тсаранг это очень большая по-мустанговским меркам деревня, вторая по величине в Верхнем Мустанге. Тсаранг - это древняя столица Мустанга, здесь сохранился пятиэтажный дворец Тсаранг Дзонг, построенный в тибетском стиле в 1378 году и самая большая и древняя библиотека королевства.. Во дворце есть старый молитвенный зал с золотым молитвенником, статуями и тханками. Рядом с дворцом находится Гомпа, основанная в 1385 году, принадлежащая линии Сакья. Гомпа украшена фресками XV века.


День 7. Тсаранг - Ло Мантанг

Ранее Мустанг был независимым королевством, связанным языком и культурой с Тибетом. Династия продолжает править в верхних районах (Королевство Ло), и столицей королевских владений является город Ло Мантанг. Династия королей (раджа, гьелпо) Мустанга ведёт начало от Аме Пала, в настоящее время у власти король Джигме Палбар Биста. Сын короля трагически погиб, и продолжение династии находится под угрозой. Аме Пал, основатель Мустанга, был военачальником, провозгласившим около 1450 года (по другим оценкам 1380) себя королём буддийского государства. В период расцвета территория Мустанга была существенно больше, Мустанг занимал ещё часть современного Тибета. В XV-XVI веках Ло Мантанг был на основной торговой тропе между Индией и Тибетом, и считался чуть ли не вторым по значению торговым центром в Тибете. Через Мустанг проходила торговля солью. Поля были очень плодородны и на пастбищах паслись огромные стада. Монастыри Мустанга были очень активны, в них до сих пор сохранилось большое количество книг. В 1790 г. королевство заключило союз с Непалом в войне против Тибета, и впоследствии было занято Непалом. До 1951 королевство было отдельной административной единицей, управляемой своим королём, представлявшим короля Непала.

По легенде король Аме Пал однажды во сне увидел плодородную долину, в которой ему следовало построить новую столицу. На рассвете он вышел из своего дворца в Тсаранге и последовал за стадом коз, которые и вывели его к оазису в пустыне. С тех пор козлиная голова является символом королевства и ее можно увидеть над входом практически в каждый дом.

Переход от Тсаранга в Ло занимате 5-6 часов по пустынной песчаной местности по проезжей дороге, поэтому мы советуем проехать этот участок на джипе за 40 минут (цена 7600 рупий) и посвятить весь день старому городу. Королевский дворец в настоящее время закрыт, но можно посетить действующие монастыри, библиотеку и музей, где собраны древние костюмы и маски, оружие и предметы быта.


День 8. Ло - Гурфу - Чосар

Этот день нужно посвятить конной прогулке по окрестностям Ло Мантанга. Кольцевой маршрут включает деревушки и древние гомпы - Кимлинг, Темгхар, Намгьял, Гурпфу, Чосар Дзонг и многоярусную пещеру Сижа Дзонг. При въезде в долину Чосар вам нужно будет приобрести входной билет в дзонги и пещеры стоимостью 1000 рупий. Поездка занимает около 5-ти часов, так что при желании, после обеда можно выехать из Ло Мантанга и переночевать в деревне Гхами, чтобы немного облегчить длительный переезд в Муктинат на следующий день.


День 9. Ло - Муктинат

Переезд из Ло Мантанга в Муктинат займет почти весь день. В Чусанге будет необходимо сделать пересадку на другой джип и затем остановиться в Кагбени для проверки пермитов. От Кагбени дорога поднимается по серпантину вверх к Муктинату на высоту 3710 м.


День 10. Муктинат - Джомсом

Рано утром необходимо посетить главную святыню Муктината, одинаково почитаемую как буддистами, так и индуистами - Храм Пяти стихий, расположенный в ста метрах выше самой деревни. Небольшой белый храм с золотой крышей и двумя маленькими бассейнами покоится в тени старых вязов. Рядом с храмом горит вечный природный огонь, а из каменной ограды вокруг храма бьют 108 источников со святой водой - тот, кто коснётся этой воды, будет счастлив весь следующий год. Каждый год сюда приезжают сотни паломников со всего мира. После обеда можно доехать до Джомсома.

День 11. Джомсом - Покхара - Катманду

Перелет в Покхару 25 минут и вы можете сразу взять стыковочный рейс Покхара – Катманду или провести день в Покхаре на озере Фева.

Полезно знать

Ваши расходы

В Непале принимают к оплате наличные USD и EUR, тревел чеки и кредитные карты. Местную валюту — непальские рупии вы можете обменять в аэропорту, в банках или любом обменном пункте. Курс обмена в аэропорту как правило ниже, чем в городе. В Катманду и Покхаре в среднем вы можете потратить $10 за одно посещение, в треке нужно рассчитывать на 20-25 usd в сутки на проживание и питание. Чем выше вы поднимаетесь, тем выше цены. Необходимое количество рупий на трек нужно обменять заранее в Катманду или Покхаре.

Чаевые

Вознаграждение вашего гида и портеров по окончании трека — вопрос вашего желания и возможностей.

Климат

Можно выделить четыре основных времени года:

Зима: декабрь-февраль — холодно, но воздух очень прозрачный.

Весна: март-май — заметное потепление погоды, цветение рододендронов, возможны туманы, в мае сухо и жарко.

Лето: июнь-август — сезон дождей — дождь идет каждый день, цветут альпийские луга.

Осень: сентябрь-ноябрь — самый благоприятный период для трека, теплая устойчивая погода, чистое небо.

В любое время года высокогорное солнце обманчиво и непредсказуемо, можно получить солнечные ожоги даже в прохладный ветреный день. Даже при легком ветре рекомендуется надевать защитные куртки (накидки) и маски, которые предохранят от мельчайших частиц пыли и песка.

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
мин. t 2,7 2,2 6,9 8,6 15,6 18,9 19,5 19,2 18,6 13,3 6 1,9
макс, t 17.5 21,6 25,5 30 29,7 29,4 28,1 29,5 28,6 28,6 23,7 20,7
осадки 47 11 15 5 146 135 327 206 199 42 0 1

Здоровье

Для посещения Непала не требуется специальная вакцинация, однако, мы рекомендуем проконсультироваться со своим лечащим врачом и запастись необходимыми лекарствами.

Медицинские услуги в Непале ограничены в горных районах. Если вы носите очки, лучше иметь при себе запасную пару.

Горная болезнь...

Любой человек, путешествующий выше 2500м. может испытывать легкие симптомы горной болезни. Первыми признаками являются головная боль, повышенная утомляемость, бессонница, потеря аппетита, потеря жидкости организмом и отечность. При появлении таких признаков следует остаться на этой высоте до полной акклиматизации организма. Необходимо употреблять от 2-х до 4-х литров жидкости в день. Если симптомы не проходят и состояние ухудшается, следует немедленно пускаться. Иногда даже 300 м могут сыграть решающую роль. Планируя свое путешествие, оставьте запасные дни на акклиматизацию на высоте 3700 м и 4300 м После 4000 м старайтесь не подниматься более чем на 500м. за один день. Вы можете неадекватно оценивать свое состояние, поэтому всегда следуйте советам сопровождающего гида или местных жителей.

Что такое трекинг

Трекинг — это пешеходная прогулка по горным тропам с палатками или с ночёвками в деревенских гостиницах (лоджиях). Трекинг даёт вам уникальную возможность насладиться панорамами гималайских вершин и ближе познакомиться с культурными традициями, бытом и религиозными праздниками местных жителей, испытать свои силы и возможности. На маршруте все дни отличаются друг от друга сложностью и продолжительностью перехода. Стандартный день трека начинается в 7 утра. Ваш багаж уже должен быть подготовлен до завтрака, так как портеры выходят раньше. В 8 утра вы выходите на маршрут, чтобы избежать полуденной жары и послеобеденного ветра. Как правило в районе полудня вы останавливаетесь на перекус и короткий отдых. К 4 часам дня вы уже должны быть на месте ночевки.

Что вы несете

Багаж, который вы отдаете портеру не должен превышать 15 кг. Ваш небольшой рюкзак для дневных переходов должен быть рассчитан на самое необходимое в пути: камера, вода, дополнительная одежда на случай дождя или похолодания, крем от загара, туалетная бумага, другие персональные принадлежности.

Страховка

Ваша персональная страховка должна помимо стандартного набора покрывать расходы по эвакуации из горных районов.

Визы и пермиты

Многократные въездные визы в Непал могут быть оформлены в аэропорту и на любой границе. Виза двухкратная действительна 15 дней, стоит $25, или на 30 дней стоит $40. Необходимо иметь 1 фото. Туристическая виза может быть продлена на 90 дней.

Список необходимых вещей

  • спальный мешок
  • х/б вкладыш в спальный мешок
  • пончо от дождя и ветра или непродуваемый/непромокаемый костюм, зонт
  • термос или походная бутылка для питьевой воды
  • маленький рюкзак для однодневного перехода
  • пластиковые пакеты для упаковки личных вещей и мусора
  • хорошие солнцезащитный очки
  • солнцезащитный крем SPF 25-30
  • полотенце, салфетки/носовые платки, маска от пыли
  • глазные капли и капли в нос
  • фонарик и запас батареек к нему
  • зажигалка или спички
  • походный нож
  • персональная аптечка (аспирин с витамином С, другие жаропонижающие, средства от головной боли, средства от расстройства желудка).
  • трекинговые ботинки и легкая обувь на смену
  • теплые вещи
  • шапка, шарф и рукавицы
  • головной убор от солнца и ветра

Власти Непала предоставили фотографу Тейлору Вейдману (aylor Weidman) специальное разрешение на посещение Запретного королевства Мустанг. Вейдман пишет: «Мустанг, или бывшее Королевство Ло, находится в тени Гималаев в одном из самых отдаленных уголков Непала. С южной стороны Мустанг окружен высочайшей горной цепью в мире, а с северной – Тибетом.

С XV века в этом крошечном тибетском королевстве практически ничего не изменилось. На сегодняшний день Мустанг, возможно, является наиболее хорошо сохранившимся примером традиционной жизни в Тибете. Но и он стоит на пороге перемен. Вскоре новая дорога впервые соединит регион с Катманду и Китаем, и Мустанг вступит в новую эпоху, которая навсегда изменит уклад жизни жителей горных деревень». В данном фоторепортаже представлены фотографии, опубликованные в книге Вейдмана «Мустанг: люди и пейзажи затерянного тибетского королевства».

Досье:

С 1790 королевство Мустанг заключило союз с Непалом в войне против Тибета, и впоследствии было занято Непалом. До 1951 королевство было отдельной административной единицей, управляемой своим королем, представлявшим короля Непала. Сегодня Мустанг — административный район Непала в верховьях реки Кали-Гандаки, соответствующий прежнему независимому королевству. Туризм в верхнем Мустанге до сих пор ограничен. Иностранцам для посещения Мустанга требуется специальное разрешение непальских властей.

Деревня Тангдже (Tangge) находится на берегу одного из притоков реки Кали-Гандаки. Дома построены почти вплотную друг к другу, чтобы защитить местных жителей от сильных ветров.

Представители народа лоба работают в поле недалеко от города Ло Мантанг.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Сторож позирует фотографу в главном зале монастыря в Тетанге (Tetang).
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Представительница народа лоба по имени Таши Долкар Гурунг (Tashi Dolkar Gurung) перебирает рис у окна в своем доме в городе Ло Мантанг.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Монах идет по улице города Ло Мантанг.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Мчащийся всадник в долине реки Кали Гандаки. Когда-то через долину проходил «соляной путь», соединявший Тибет и Индию.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Вид старого королевского дворца в Царанге (Tsarang) из городского монастыря. В последние годы в дворце никто не живет, и здание начало приходить в упадок.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Жители деревни Дхакмар (Dhakmar) возвращаются домой после работы в поле.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Во время фестиваля Тиджи (Tiji), который длится три дня, монахи в костюмах животных, демонов и божеств изображают битву добра со злом. Традиционный красочный фестиваль Тиджи — это крупнейший фестиваль в регионе. Он ежегодно проводится Верхнем Мустанге в весенние месяцы (март, апрель или май). Тем не менее, точные даты фестиваля могут отличаться год от года, так как ламы-астрологи вычисляют дату для каждого года в соответствии с их собственным лунным календарем. Фестиваль длится три дня, во время которых жители Запретного Королевства празднуют победу буддийского божества Дордже Шонну (более известного как Ваджракилая) над демоном, который в древние века сеял хаос в королевстве. Во время праздника, на главной площади города Ло Мантанг, размещают огромные древние полотна (тханка) с изображениями Будды Шакьямуни и Гуру Падмасамбхавы, а ламы и монахи надевают различные маски, и исполняют ритуальный танец, который предполагается должен прогонять демонов. Этот танец так и называют: «Погоня за Демоном». Танец сопровождается ритуальной музыкой исполняемой на традиционных барабанах, колокольчиках и трубах. Смысловое значение название праздника объясняют как надежду на распространение Учения Будды во всех мирах.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Во время фестиваля Тиджи (Tiji), который ежегодно проводится на главной площади города Ло Мантанг, монахи танцуют в костюмах животных, демонов и божеств. На фото: монах в костюме скелета исполняет древний танец под ритуальную тибетскую буддийскую музыку.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

В конце фестиваля Тиджи (Tiji) представители королевского двора стреляют из мушкетов, чтобы залпами прогнать демона из города.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Бывший король Ло, Джигме Палбар Биста, по-прежнему принимает участие в фестивале Тиджи (Tiji).

На фотографии: Джигме Палбар Биста городской площади в окружении представителей королевского двора наблюдает за выступлением монахов.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Монахи собрались на церемонию в поле за городом Ло Мантанг.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Пожилой мужчина лоба пришел на фестиваль Тиджи (Tiji) в своем лучшем убранстве.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Пожилые женщины крутят молитвенные колеса в Ло Мантанге. Пожилые лоба ежедневно исполняют этот ритуал.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Крестьяне народа лоба собрались недалеко от Ло Мантанга перед молитвой. Благодаря строительству новой дороги в Мустанге всё чаще можно встретить людей, одетых на западный манер.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Жители деревни Пхува (Phuwa) грузят мешки с удобрением на лошадей.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Монахи помогают танцорам подготовиться к выступлению на предстоящей церемонии во время фестиваля Тиджи (Tiji).
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Женщина народа лоба стоит в традиционном головном уборе, который надевают только по особым случаям, например, на свадьбу или по праздникам.
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)

Монах ведет лошадь между городами Геми (Ghemi) и Дхакмар (Dhakmar).
(Taylor Weidman/The Vanishing Cultures Project)


Вылет: по запросу; 16 дней /15 ночей
Катманду – Покхара – Джомсом – Кагбени – Челе – Сьянгбоче – Геми – Тсаранг – Ло Мантанг – Ло Гекар - Гхами – Чуксанг – Джомсом – Покхара – Катманду
Предлагаем отправиться в путешествие в загадочное королевство Мустанг, открытое для посещения всего лишь 20 лет назад. Туристов и по сей день здесь практически не бывает из-за высокой входной платы. Это почти неисследованный уголок Тибетского нагорья, где пещерные города и древние дзонги до сих пор хранят свои тайны. Здесь духи защищают людей, а люди хранят древние традиции почитания Будд и всех защитников Жизни. Чем глубже смотришь, тем больше открывается.
Гид – .


Мустанг - страна пещерных городов и древних духов, необычайного вида скальных образований, узких каньонов и высокогорных равнин. Это чрезвычайно засушливая область тибетского нагорья, лежащая к северу от Аннапурны и Дхаулагири.

22 июня Департамент по развитию туризма предварительно утвердил решение о снижении стоимости пермитов на посещение региона Верхнего Мустанга с 500$ на человека до 100$. Однако процесс реализации нового законопроекта требует некоторого времени (так как местные органы управления еще не получили никаких указаний).
Как только стоимость пермита будет снижена – мы сразу соответственно снизим стоимость программы!

Непал. Программа тура по дням:

0 день. Москва – Катманду
Вылет из Москвы в Катманду через Доху, Дели, Шарджу или Абу-Даби.

1 день. Катманду
Прибытие в Катманду утром. Трансфер в отель. Размещение в отеле.
После отдыха предлагаем вам прогулку к самой большой в мире древней ступе Бодднатх. Здесь снимался фильм «Маленький Будда», вы сможете пообедать или выпить стакан свежего сока в кафе с видом на ступу. Бодднатх – это символ тибетского буддизма в Непале – тибетцы и монахи, перебирая четки начитывают мантры, совершая кору вокруг ступы. Золоченые крыши тибетских монастырей, окружающие ступу, можно видеть с купола ступы.
Ближе к вечеру - переезд к буддистской святыне, ступе Сваямбунатх, расположенной на 77-ми метровом холме, возвышающемся над долиной Катманду. Отсюда открывается вид на город и Гималаи. Приходить сюда лучше ближе к закату – в то время как лучи заходящего солнца окрашивают белоснежный купол золотом, и через полчаса вы остаетесь наедине со ступой и ламами, совершающими вечерние молитвы.
Возвращение в отель. Ночь в отеле.

2 день. Катманду – Покхара (884 м)
Переезд в Покхару (около 6-7 часов по живописной местности гималайских предгорий). Из Катманду дорога спускается по серпантину в долину реки Трисули. Вдалеке виднеются белоснежные пики Больших Гималаев.
Покхара - самый знаменитый непальский горный курорт. Вечером мы сможем прогуляться вдоль живописного горного озера Фева и посидеть в одном из многочисленных ресторанчиков на свежем воздухе. Ночь в отеле.

3 день. Покхара (884 м) – Джомсом (2700 м) – Кагбени (2840 м), 8 км, 3 часа
Утром мы встречаемся с нашим местным проводником и едем в аэропорт. Перелёт из Покхары в Джомсом. Время в полёте от Покхары до Джомсома, самого большого поселения в долине Кали Гандаки, - 30 минут. В полете отчётливо видны вершины восьмитысячников Дхаулагири, Аннапурны и Манаслу.
По прибытии в Джомсом мы наймем портеров или лошадей для переноса багажа и начинаем трек до Кагбени. Наш путь пролегает по руслу реки Кали Гандаки. По сторонам в вышине блестят ледниками вершины Нилгири и Дхаулагири, составляя разительный контраст ландшафтам каньона, по которому пролегает наш путь. Вот и красные стены монастыря Кагбени (линия Сакья тибетского буддизма): мы у ворот в королевство Мустанг и его пустынный пейзаж простирается перед нами до горизонта. Очаровательная деревня Кагбени - «камень у слияния двух рек». Дома с плоскими крышами, на которых сушат сено и хворост на зиму, стоят в окружении полей кукурузы, ячменя, картофеля и прочих неприхотливых культур. Ночь в гестхаусе.

4 день. Кагбени (2840 м) – Челе (3050 м), 18 км, 7 часов
Ветер и песок – две стихии Мустанга. Выходим рано, чтобы хоть немного их обмануть. Тропа идёт по восточному берегу реки, вплоть до окончания широкой долины, места, где мы пересечем Кали Гандаки.
За Кагбени поднимаемся вверх по склону. Хорошо видны сама деревня, долина Кали Гандаки и Нилгири. Час пути и мы в окружении фантастических образований из песчаника всех оттенков охры, результат тысяч лет эрозии.
Первая большая деревня на пути следования – Тангбе. По ту сторону реки, высоко над ней видны пещеры, люди жили в них до того, как стали строить дома. После белой точкой в конце каньона появляется Челе. Чтобы добраться до неё, мы переходим по мосту над Кали Гандаки, превратившуюся в этом месте в поток, рвущийся через естественный туннель в скале. Затем поднимаемся по крутой тропе к Челе, небольшому городку с прекрасным видом на гималайский хребет.
Челе - последний населённый пункт перед высокогорной пустыней, составляющей центральную часть Мустанга. Ночь в гестхаусе.

5 день. Челе (3050 м) – Сьянгбоче (3650 м), 15 км, 7 часов
Сегодняшний день начинается с крутого подъёма вверх и на запад вплоть до перевала, откуда открывается прекрасный вид на долину Кали Гандаки, деревню Самар и снежные вершины в отдалении.
После Самар мы переходим долину, спускаясь вниз, а затем двигаемся снова наверх. Примерно через 2 часа подходим к окрашенному в кранный цвет пещерному монастырю, прилепившемуся к вертикальной скале. Это чортен Рангчунг, одно из самых священных мест в Мустанге. Рангчунг – значит создавший сам себя, самовозникший. Падмасабхава и Атиша – два известных буддистских учителя, медитировали здесь много веков назад. Внутри монастыря мы увидим два больших сталагмитоподобных образования. Далее тропа идёт через лес невысоких деревьев и кустарника, который способен выжить на дне глубокого каньона, где не так сухо и знойно.
Кажется, не будет конца подъёму к Сьянгбоче, но вот наконец появляются дома поселения. Здесь довольно прохладно.
Ночь в гестхаусе.

6 день. Сьянгбоче (3650 м) – Геми (3550 м), 9 км, 3 часа
Спустя 15 минут после выхода из Сьянгбоче поднимаемся на первый из трёх перевалов, что нам предстоит преодолеть сегодня.
На перевале Янда Ла (3789 м) установлен чортен с восемью священными знаками буддизма. Перед нами открывается долина, возделанная террасами. Вот и деревня Гелинг, окружённая зеленеющими полями и желтоватыми деревьями. Здесь сравнительно оживлённо. Местные жители встречаются как передвигающимися пешком, так и верхом на пони. Не совсем понятно, где мы очутились в пространстве и во времени. Безжизненный пейзаж исполнен неизъяснимым очарованием. К концу ходового дня прибываем в Геми, третий по величине город в Мустанге. Тут удивительная тишина. В разрушающейся крепости никто не живёт. Гомпа, что рядом с фортом, закрыта, на плоских крышах домов сушится навоз, который местные жители используют как топливо.
Ночь в гестхаусе.

7 день. Геми (3550 м) – Тсаранг (3575 м), 11 км, 4 часа
На выходе из Геми можно увидеть самую длинную в Мустанге manistonewall - стену священных камней – длиной около 1000 м, украшенную незамысловатыми фресками и прекрасно вписывающуюся в окружающий пейзаж.
По преданию, Гуру Ринпоче (Падмасабхава) одержал здесь неподалеку победу в сражении с демоном. Внутренности демона волшебным образом преобразились в мани стоун, его лёгкие – можно обнаружить вблизи красных холмов на небольшом отдалении, а сердце послужило основанием самому первому монастырю Мустанга – Ло Гекар .
Отсюда только вверх до перевала высотой 3820 м, за которым открывается лунный пейзаж, куда ни кинь взгляд, прямо до горизонта. Никаких следов растительности или пребывания других форм жизни, высокогорная пустыня чарующей красоты. О присутствии человека на этих просторах напомнит только Тсаранг чортен - большая, окрашенная в красный цвет ступа. А за ней – монастырь и дворец в Тсаранге, станут заметны в отдалении. А вот уже и широкая дорога, ведущая к расположенным среди разноцветных полей домам 1000 жителей Тсаранга.
Гомпа в Тсаранге представляет собой массивную структуру, расположенную на невысоком холме, на фоне сияющих ледников. В прежние времена она служила обителью около 1000 монахов. Сейчас их только 50, да и те не живут тут круглый год. Внушительно выглядящая снаружи, гомпа пришла в чрезвычайный упадок изнутри. Тут правда всё ещё можно увидеть тонкой работы танки и статуи в главном зале.
Другая достопримечательность - королевский дворец , в котором не живут уже более полувека. Две комнаты во дворце заслуживают внимания. Это часовня, где помещены фигуры трёх сокровищ буддизма, и Гонкханг – комната защитников. В Гонкханге содержится чучело снежного леопарда, старинное оружие, а также печально известная отрубленная рука. Рука по разным преданиям принадлежала либо вору (отрубить правую руку – было общепринятым наказанием за уличение в воровстве во второй раз), либо монаху, пожертвовавшему её добровольно, либо архитектору крепости, для того чтобы не смог он нигде построить ничего похожего.

8 день. Тсаранг (3575 м) – Ло Мантанг (3730 м), 13 км, 5 часов
Как и Геми, Царанг расположен на краю красивого каньона, а значит, чтобы пересечь его, нам опять предстоит спуск и подъем. С противоположной стороны каньона красивый вид на Царанг, окрестные холмы и снежные вершины на горизонте.
Далее тропа медленно и неуклонно идет вверх, открывая все более поражающие воображение виды, мимо отдельно стоящей ступы, которая расположена на высоте (3627 м) и близ расположенных пещер, пока не приводит к перевалу (3877 м), через окно которого впервые открывается долгожданный Ло Мантанг. Мы видим яркие, искусственно орошаемые зеленые поля, которые сильно контрастируют с окрестными пустынными скалами.
После перехода через перевал, мы проходим через естественные ворота, образованные двумя камнями. Вот мы и в Ло Мантанге.
Ночь в гестхаусе.

9 день. Ло Мантанг (3730 м)
Ло Мантанг был основан сыном легендарного Ампе Пала, который покорил и объединил разрозненные королевства верхнего Мустанга. На протяжении столетий стена, образованная холмом формы буквы L, 300 м в длину на 150 м в ширину, служила естественной защитой от нападающих воинов, просто разбойников и неистовых ветров.
Правит в Мустанге монарх, который живет за счет податей местного населения, за которым закреплены во временное пользование участки земли. В городе насчитывается около ста пятидесяти домов, население около 1200 человек. Большинство домов - двухэтажные строения. Более высокие постройки – монастыри или дворцы. При входных воротах расположены несколько чортенов, за ними 40 метровый королевский дворец.
В Ло Мантанге 3 монастыря, но монахи живут только в самом современном из них, Чоде Лхакханге, построенном 200 лет назад. Здесь преподают как мирские знания, так и учение Будды. В других двух монастырях не живут, но за ними присматривают несколько семей, меняя воду в чашах для божеств каждое утро и зажигая лампады по вечерам. Здесь принято вешать перед входом в жилище оберег от злых духов - высушенные головы убиенных коз, со специальными повязками вокруг рогов. Пейзаж в окрестностях Ло Мантанга складывается из долин, каньонов, равнин, рек и увенчанных вечными снегами гималайских вершин в отдалении.

10 день. Ло Мантанг – Нурпу - Ло Мантанг, около 6 часов
Посещение небольшого поселения Гарпу сервернее Ло Мантанга, и расположенного там пещерного монастыря Нурпу. Сначала наш путь лежит на северо-запад от Ло Мантанга вплоть до берега реки Мустанг Кхола. Перейдя по мосту через реку мы продолжаем идти по берегу пока не достигнем деревушки Гарпу.
От поселения тропа в скалах приведет нас к монастырю Нурпу с традиционно красного цвета стенами, построенному в вертикальном скальном образовании. Возвращение в Ло Монтанг. Ночь в гестхаусе.

11 день. Ло Мантанг (3730 м) – Ло Гекар (3800 м) - Гхами (3460 м), около 8 часов
Из Ло Мантанга обратно «мы пойдем другим путем», чтобы увидеть селения, которые мы не видели по пути сюда. По тропе к Чарангу идем на юг, затем сворачиваем на запад. То поднимаясь на горные кручи, то спускаясь в долины, достигаем Ло Гекара (3800 м), по легенде основанного самим Падмасамбхавой.
Ло Гекар в переводе значит «чистая добродетель Ло». Дальше шагаем по заросшей травой долине мимо гомпы Гар и ручья в тени деревьев. «Гомпа Гар» означает «дом-монастырь» и называется так потому, что конструкция ее напоминает дом, с отдельными маленькими комнатками. Гомпа украшена росписями, статуями и несколькими большими молитвенными барабанами. Основные божества помещены на латунный алтарь внутри темного алькова. Настоящим сокровищем гомпы Гар являются сотни расписанных резных камней в деревянных рамках на стенах. Селений поблизости нет, но рядом с гомпой есть где укрыться от ветра монахам и пилигримам. В долине внизу виднеются селения Маранг и еще ниже - Чаранг.
Пройдя селение Дхакмар, что в переводе означает «красная скала», достигаем Гхами (3460 м). Это большая деревня: белые домики над гектарами полей. Ночь в гестхаусе.

12 день. Гхами (3460 м) – Чуксанг (2980 м)
Сегодня тропа идёт высоко над каньонами и по мере продвижения вперед массив Аннапурны становится всё ближе и ближе. Местами идти непросто, но наградой служит захватывающий дух вид на Нилгири и Тиличо. Вскоре появляются следы растительности, и это - приятное разнообразие, после стольких дней пребывания в высокогорной пустыне. Когда впереди появляется Гьякар окрестности становятся ещё красочнее. После Челе спускаемся в русло Кали Гандаки и переходим на другую сторону долины, где нас ждёт отдых и ночь в Чуксанге.

13 день. Чуксанг (2980 м) – Джомсом (2700 м)
По уже знакомой тропе мы возвращаемся в Джомсом. Ночь в отеле.

14 день. Джомсом (2700 м) – Покхара (884 м)
Перелёт в Покхару. Встреча, трансфер в отель. Свободное время и отдых в Покхаре. Прогулки по берегу озера Фева. Ночь в отеле.

15 день. Покхара - Катманду
Переезд Покхара - Катманду. Свободное время и отдых в Катманду. Ночь в отеле.

16 день. Вылет в Москву
Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.

Стоимость программы на 1 человека

при группе от 8 человек - 2460 у.е.
при группе 7 человек - 2570 у.е.
при группе 6 человек - 2690 у.е.

В связи с колебаниями курса валют стоимость указана в у.е. (доллар США). Оплата в рублях по курсу ЦБ+2% на день оплаты.

Доплата за одноместное размещение - 220 у.е.

В стоимость включено:

  • Проживание в отелях 3* в Катманду, Покхаре и Джомсоме; гэстхаусы на треккинге;
  • Завтраки в отелях (Покхара, Катманду);
  • Авиаперелет Покхара – Джомсом - Покхара;
  • Аэропортовые сборы на местных авиарейсах;
  • Все переезды по программе на индивидуальном автотранспорте для группы без кондиционера;
  • Сопровождение профессиональным русским гидом по всему маршруту;
  • Входная плата за пребывание на территории заповедника в районе Аннапурна;
  • Разрешение на пребывание на территории Королевстве Мустанг (500 USD с человека);
  • Пермит на треккинг;
  • Носильщики во время треккинга (один носильщик на 2 человек);
  • Обязательный правительственный налог (24,3%);
  • Медицинская страховка (спортивная, для высокогорных треккингов).
В стоимость не включено:
  • Авиабилет Москва – Катманду – Москва;
  • Непальская виза (40 USD, оформляется по прилету на границе);
  • Обеды и ужины в отелях в Катманду и Покхаре, питание на треке (15-20 $ в день);
  • Личные расходы.

История королевства Мустанг

Трудно понять, что заставило людей тысячелетия назад заселить эти мало пригодные для жизни земли. Часто над поселениями, расположенными вдоль рек или ручьёв, можно различить теперь уже недостижимые пещеры, 2000 лет назад служившие примитивным жильём для человека.

Значительно позднее эта область попала в зону влияния тибетских королей из династии Ярлунг. Как независимое королевство Ло было основано при Аме Пале. Этим же временам принадлежит и время культурного расцвета Ло, связанное с влиянием известного буддистского учителя Нгорчен Кунга Зангпо.
Слабая досягаемость Мустанга послужила причиной тому, что даже во времена завоеваний ему была дарована фактическая независимость.

Официально Мустанг стал частью королевства Непал лишь в 1950 году. Оккупация Тибета привела к тому, что бывшее королевство Ло превратилось как бы в очаг сопротивления китайской экспансии. Отряды тибетских повстанцев совершали отсюда набеги на китайские гарнизоны, ставя тем самым непальские власти в весьма щекотливое положение.

В 1970 году Далай Лама обратился к соотечественникам с призывом прекратить военные действия против китайских оккупантов. Непальское правительство арестовало и осудило лидеров повстанцев. Справедливо будет отметить, что в наши дни именно Мустанг сохранил все атрибуты тибетской самобытности, не подвергшейся влиянию иноземной оккупации.




Королевство Мустанг или как его еще называют Запретное Королевство Ло одно из самых интересных и закрытых мест, находящихся на территории Непала. Верхний Мустанг был полностью закрыт для посещения европейцами до 1992 года. Здесь в наиболее ярко выраженной форме сохранилась настоящая культура Тибета, та, в которой чудеса спокойно существуют в повседневной жизни. Здесь люди до сих пор верят в демонов, чудеса, древнюю религию Бон, которая смешалась с Буддизмом и чтят своего короля, живущего в столице королевства — Ло Мантанг. Придорожные стены мани и чортены, древние гомпы, построенные великими мистиками; люди, жизнь которых течёт так же, как и несколько веков назад, - всё это загадочное королевство Мустанг, настоящая тайна Тибета.

Гималаи (Непал) , 17 дней, 1500 $

Б лижайшие даты: В удобные для вас даты>>>

Описание трека в Верхний Мустанг

День 1. Прибытие в Катманду.
Встреча в аэропорту и трансфер в гостиницу. Вечером традиционный непальский ужин с национальными непальскими танцами.

День 2. Экскурсия Пашупатинатх, Боуднатх и Патан.
Экскурсия к индуистскому храмовому комплексу Пашупатинатх, к буддистской ступе Боуднатх и Сваямбунатх.

Будданатх (Боднатх) - буддистский храмовый центр на окраине Катманду и самая большая буддистская ступа. Через это место лежал путь из Тибета в Индию и в Будданатхе останавливались многие паломники.

Пашупатинатх - - крупный храмовый комплекс индуизма, расположенный по обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду, столицы Непала. Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом Шивы (Пашупати, царя животных, или иначе господина живых существ). Здесь же проходит обряд кремации Индуистов

Ступа Сваямбунатх - одна из самых священных ступ в Непале, расположена на вершине холма на западе Долины Катманду. Также в народе ее называют «Monkey Temple» (храм обезьян) из-за многочисленным обезьян, оккупировавших холм Сваямбу.

День 3. Переезд в Покхару
После завтрака переезд в Покхару (около 6ч.). Трансфер в гостиницу. Вечером катание на лодках по озеру Фева.

Озеро Фева в Покхаре

День 4. Перелет в Джомсом- трека до Кагбени
Рано утром трансфер в аэропорт и перелет в Джомсом (около 30 мин. полета). Прибытие в Джомсом, который находится на высоте 2700 м. над самым глубоким ущельем, лежащим вдоль реки Кали-Гандаки. После короткого отдыха начало трека до Кагбени (около 3-5 ч.) Путь проходит по берегу реки Кали-Гандаки. Здесь Вам предстоит увидеть великолепный монастырь тибетской архитектуры.

День 5. Трек до Челе (3150 м.)
Трек до п. Челе (около 5 – 6 ч.). Тропа, ведущая в Верхний Мустанг, пролегает по левому берегу реки Кали-Гандаки, неоднократно пересекая ее русло. По дороге будет прекрасная возможность насладиться естественной красотой природы. Пройдя по навесному мосту, Вы покидаете долину Кали-Гандаки и идете резко вверх к п.Челе (3150 м.) – небольшому селению среди полей. Ландшафт и архитектура резко меняются, становясь типично тибетскими.

Деревня Челе на фоне горы Нилигири. Треккинг в Верхний Мустанг.

День 6. Трек до Сангбоче (3800 м)
Трек до Сангбоче (3800 м., около 7 ч.). Продолжение пути по узким крутым тропам, через п. Самар и перевал Ямдо Ла. Другой путь до Сангбоче проходит через пещеру «Ронбунг Чортен». Здесь можно увидеть тибетские ступы.

День 7. Трек до Саранга (3500 м)
Трек до Саранга (3500 м., около 6-7 ч.). Пройдя долину, взгорья; миновав утесы, молитвенные камни и преодолев последний перевал Ный-Ла (3950 м.) – самый высокий уровень этого трека, мы спускаемся к большому поселку Чаранг, стоящему на сто метровом обрыве над горным потоком. Саранг лежит над большим каньоном Саранг-Лу в окружении ив и полей. На восточной окрестности возвышается огромный белый дзонг (тибетская крепость и белая гомпа), в которой собрана коллекция статуй, танка, изображения сидящего Будды.

День 8. Трек до г. Ло-Мантанга
Трек до г. Ло-Мантанга – столицу Верхнего Мустанга (около 4 ч.). Пройдя долину «Толунг», минуя большой монастырь на границе с Чарангом и Ло, с горного хребта на высоте 3850 м., мы видим плато Ло-Мантанг, обнесенное белой стеной. Единственный вход в город находится на северо-востоке, через ворота. У входа стоят дети, взрослые, одетые в традиционные костюмы. Основные достопримечательности города: резиденция лам, дворец, монастырь, несколько храмов и две гомпы. Ло-Мантанг поражает своей первозданностью, уводя Вас в 18-19 века!

Ло Мантанг — столица Верхнего Мустанга

А так Ло Мантанг выглядит, когда выпадает снег…

Ло-Мантанг после снегопада

День 9. Монастырь Тугчен и прогулка по окрестностям столицы Верхнего Мустанга
Ло –Мантанг. Посещение монастыря Тугчен, с огромными глиняными фигурами духов-охраников у входа; храма Чампа (1420 г.); монастыря Чодей. Далее свободное время в чудо – столице.

День 10. Переход Гхами (3600м) — Дракмар (3820м)
Возвращение в Гхами идет другим путем, поднимается на перевал Чого Ла (4325м) – это высшая точка трека. Далее посещение Гхар Гомпе - одной из самых древних в Непале. Потом еще один первал – перевал Маранг Ла (4170м) и спуск в Дракмар.

День 11. Переход Дракмар (3820м) — Гелинг (3570м).
Переход Дракмар (3820м) – Гелинг (3570м).

День 12. Переход Гелинг (3570м) — Чуксанг (2300м).
Переход Гелинг (3570м) – Чуксанг 2300м).Ночь в лоджии.

День 13 Переход Чуксанг (2950м) – Мухтинатх (3380м).
Переход Чуксанг (2950м) – Мухтинатх (3380м).Мухтинатх – одно из самых важных мест паломничества для индуистов.

День 14. Переезд в Джомсом.
Переезд в Джомсом.

День 15. Перелет Джомсом – Покхара.
Прибытие в Покхару. Трансфер в гостиницу. В Покхаре - катание на каноэ по озеру Фева, посещение .

День 16. Возвращение в Катманду
Возвращение в Катманду и трансфер в гостиницу.

День 17. Трансфер в аэропорт.

Освобождение комнат в 12:00 ч. Трансфер в аэропорт.

В стоимость тура входит:

  • услуги русскоговорящего гида;
  • услуги непальского гида;
  • встреча и трансфер из аэропорта в гостиницу в Катманду;
  • внутренние перелеты Джомсом - Покхара — Джомсом
  • проживание в отеле в Катманду 3 ночи, двухместные номера;
  • проживание в отеле в Покхаре 2 ночи, двухместные номера;
  • прогулка на каноэ в Покхаре;
  • проживание на треке в лоджиях;
  • все трансферы и переезды по программе, кроме последнего такси в аэропорт Катманду;
  • все разрешения (пермиты) необходимые для совершения трека;
  • спутниковый телефон на группу на случай необходимости экстренной связи.

В стоимость тура не входит:

  • перелет в Катманду, 500 - 800 $.
  • непальская виза - 40 $, оформляется в аэропорту Катманду;
  • питание 20 - 25 $ в день;
  • страховой полис; Про страховку для треккинга >>>
  • посещение достопримечательностей в Катманду (около 40 $ c проездом на такси);
  • любые расходы не указанные в программе, форсмажор;
  • услуги портера носильщика (по желанию), цена на человека на весь трек 170 $, можно отдать 12 кг, Цена включает проезд портеров, оплату за дни.
  • Чаевые непальцам, портерам, заключительный ужин с непальцами после трека - 20-25 $ если вы не брали портера и 45$ если брали портера. Это не обязательно, но непальцы будут очень рады вашей благодарности.
- удивительный затерянный уголок восточного мира, чудом уцелевший и живущий по своим внутренним законам. Иностранцам запрещалось вступать на земли Мустанга, и до недавнего времени в мире практически ничего не было известно о нем, его населении и культуре, это один из немногих оставшихся не изученными уголков планеты.
Название государства происходит из тибетского языка - Мун Тан, что значит "плодородная равнина". В иноязычном произношении закрепились сразу два варианта произношения названия королевства: Мустанг и Монтанг, оба эти варианта подразумевают одно и то же слово.

Королевство Мустанг c XVIII века утратило независимость и стало административным районом Непала , но оно самым тесным образом связано с совсем другой страной - Тибетом и родственными связями, и культурно-исторически. Здесь говорят и пишут на тибетском языке, и этнически ло-па, народность, составляющая большинство жителей Мустанга, относится к тибетцам.
В то же время его независимое положение от Тибета уберегло буддийскую культуру Мустанга от потерь, которые понес сам Тибет в XX веке.
Этот уголок западной тибетской культуры на территории современного Непала расположен в верховьях реки Кали-Гандаки. Мустанг граничит с Тибетом, пролегает между непальскими провинциями Долпо и Мананг. Его населяют около 9000 человек, преимущественно тибетцы и тхакали.

Современное Королевство разделено на две части: Нижний Мустанг и Верхний. Нижний со сталицей в Джомсоме находится под сильным непальским влиянием. Самобытность и королевская власть все еще сохраняются главным образом в Верхнем Мустанге на территории Королевства Ло с одноименной столицей - Ло Мустанг. Это и есть затерянная страна короля Джигме Палбар Биста. Но и он под давлением современной антимонархической политики Непала фактически утратил свою власть, оставаясь "символом сохранения культуры" королевства.
Ранее на протяжении веков это было независимое государство, с тибетским буддизмом в качестве государственной религии.

История буддизма в Королевстве Мустан г
Основатель Мустанга - Аме Пал, был известным воином, провозгласившим себя королем буддийского государства. Существуют разные точки зрения на то, когда именно это произошло: либо около 1450 года, либо 1380 -го.
В период расцвета территория Королевства была много больше - оно занимало еще часть современного Тибета. В XV-XVI вв. столица Ло Мантанг была городом, через который проходил торговый путь между Индией и Тибетом, это был второй по значению торговый центр Тибета. Богатство и политическое влияние королевства основывались на транс-гималайской торговле. Все основные города и поселения Мустанга, как и разрушенные крепости и деревни, расположены цепочкой по этому пути. Долина была очень плодородной, на пастбищах паслись тучные большие стада. Здесь были построены буддийские монастыри, в которых кипела активная жизнь, часть из них сохранилась до сих пор, вместе с библиотеками, где можно встретить редкие экземпляры буддийских текстов.
Вплоть до XVIII века королевство процветало, до тех пор, пока в 1790 году они ни заключили союз с Непалом в войне против Тибета. В результате Непал вобрал в себя Королевство Мустанг, которое превратилось в его административную единицу, управляемую своим королем, но уже как представителем короля Непала.

После захвата Тибета Китаем в середине XX века множество тибетцев бежало в Мустанг, землю, которая была связана с Тибетом прочными родственными и культурными узами. И сегодня тут есть поселение тибетских беженцев. Но кроме них были еще и партизаны, которые с этой территории совершали довольно эффективные рейды в Тибет. Не сумев противостоять политическому давлению Китая, правительство Непала отказало партизанам в поддержке и доступ в Верхний Мустанг был полностью закрыт еще в начале 50-х гг. Изоляция королевства продолжалась вплоть до 1991 года.

Было бы ошибкой считать Мустанг частью Тибета, оказавшейся включенной в границы Непала. Королевство обрело свою независимость от ТИбета в середине 15 века и с тех пор, несмотря на длительный период войн, переход под управление Непала в 18 веке, не теряло своей государственности.

Основа культуры Мустанга - религия, тибетский буддизм линии Сакья . Верховный лама Мустанга - глава буддийской традиции Сакья, - Таши Кенчо Тансинг. В Королевстве большое распространение получил и белый Бон, соединение шаманизма и буддийских традиций. Отсюда распространенные местные обычаи окружать себя разными шаманскими атрибутами и почитать духов.
Современность:

В Мустанге сохранилась культура тибетского буддизма, храмы, ступы. Остались и следы пещерных поселений, в которых когда-то жили монахи. В сказаниях о стране Ло Мустанге упоминаются целые пещеные города, парящие среди крутых утесов. Некоторые пещеры до сих пор называют "домами в утесах", они считаются обитаемыми, в них живут йоги. Сюда очень трудно добраться, вокруг безжизненная гималайская пустыня, которую называют "мертвое сердце Азии". Долина реки Кали-Гандаки разрезает Большой Гималайский Хребет между двумя высочайшими вершинами мира- Аннапурна и Даулагири, каждая из которых выше 8 тысяч метров, горные пики расположены друг от друга на расстоянии 35 километров. Протекая между этими горами река проходит на высоте 2540 метров, образуя Калигандакское ущелье, оно самое глубокое в мире.

Мустанг уже давно не является торговым путем, здесь очень безлюдно и условия жизни трудны, тем ни менее его жители - очень жизнерадостные и оптимистичные люди. Путь в его столицу - Ло-Мантанг начинается в Кагбени - городе на границе Верхнего Мустанга, это своеобразный контрольно-пропускной пункт перед вступлением на землю "запретного королевства". Здесь заканчивается влияние индуисткой культуры Непала и начинается тибетский мир. Столица Ло-Мантанг находится всего лишь в 18 км от границы с Тибетом.

Здесь по-прежнему существуют тибетские монастыри и проводятся яркие буддийские ритуалы и церемонии.

Чтобы попасть в столицу Верхнего Мустанга и сейчас нужно следовать все тем же древним соляным путем, по которому веками возили соль навьючив ее на яков, и пользуясь теми же транспортными средствами, что и сотни лет назад: выносливыми низкорослыми гималайскими лошадками, тибетскими быками - яками и собственными ногами. Этот путь вдоль русла реки Кали-Гандаки был на протяжении нескольких веков вообще единственным надежным транспортным коридором из Тибета и Китая в Непал и Индию.


На фоне величественных гор, почти лишенных растительности, следы жизнедеятельности человека выглядят редкими яркими пятнами: выкрашенные красным и охрой ступы (чортены), белые глинобитные стены домов, красные стены монастырей. Красный и охра - это те цвета, которые хорошо видны на дальних расстояниях. Путешествие из одной деревни в другую и сегодня совершить не просто, особенно при плохой погоде, так что цветные Ступы оберегают путников, чтобы те не сбились с пути, и служат им ориентирами в дороге.
См. также:
http://www.inkafilm.ru/view/?film_id=69 " target="_self" >Фильм в 5 сериях "Запретное королевство" 2003, Леонид Круглов

Для съемки в Королевстве Мустанг, особенно если это религиозные церемонии, необходимо получить специальное разрешение. Оно выдается лишь в исключительных случаях лично королем Мустанга. В фильме можно видеть и церемонии Бон и буддийские, например Тиджи, проводимую раз в несколько лет, подобная тибетской мистерии Цам, где ламы танцуют в масках. Часть церемонии - вынос 15-метрового изображения Гуру Падмасамбхавы , основателя тантрического буддизма в странах Гималаев, на учениях которого полностью основана традиция тибетского буддизма

© 2024 Туристический портал - Восход